«Будет как с «Макдоналдсом»: французский «Леруа Мерлен» все-таки уходит?
«Многие товары ушли, в том числе из Европы. Если будут поставки из Китая, то их товар уже не тот, что был раньше», — говорят эксперты о будущем ассортименте французской компании «Леруа Мерлен», если та сменит владельца. Ретейлер намерен передать российский бизнес местному менеджменту, хотя еще год назад после начала СВО правительство страны не давало рекомендаций уходить из РФ. С тех пор ситуация изменилась: на заводах Renault теперь собирают «Москвич», «Декатлон» приостановил работу и ищет покупателя на бизнес целиком. О том, что ждет «армию» работников сети и не повторит ли строительный гипермаркет судьбу «Макдоналдса», — в материале «БИЗНЕС Online».
Владельцы сети гипермаркетов строительных материалов и DIY «Леруа Мерлен» объявили о намерении передать российский бизнес под управление местного менеджмента Фото: © Panoramic / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com
Что случилось
Сегодня еще одна французская компания сказала россиянам «оревуар»: владельцы сети гипермаркетов строительных материалов и DIY «Леруа Мерлен» объявили о намерении передать российский бизнес под управление местного менеджмента. «После более чем 18 лет деятельности в России передача контроля над Leroy Merlin местному руководству должна сохранить рабочие места 45 тысяч сотрудников и гарантировать, что деятельность компании по-прежнему служит интересам жителей», — говорится в пресс-релизе на сайте собственника сети, компании Adeo Groupe. Процесс был запущен несколько месяцев назад, и сделка еще должна получить одобрение у российских властей.
«Это изменение никак не повлияет на текущую деятельность компании, взаимоотношения с партнерами, обслуживание клиентов, работу сотрудников: все рабочие места будут сохранены. Компания продолжит работу в обычном режиме», — говорится в ответе пресс-службы «Леруа Мерлен» на запрос «БИЗНЕС Online».
В минпромторге ближе к вечеру заявили, что владелец «Леруа Мерлен» принял разумное решение передать активы в РФ локальному менеджменту, сохранит весь персонал и даже планирует открывать новые магазины.
Всего в России работает 111 магазинов «Леруа Мерлен» в 65 городах. В Казани первый магазин открылся в 2013 году, сейчас в городе действует три точки по следующим адресам: ул. Фатыха Амирхана, 3, Оренбургский тракт, 174 и ул. Залесная, 150а. Еще один гипермаркет есть в Набережных Челнах, он открылся в 2015 году.
К слову, приход сети в Татарстан сопровождался скандалом: сына экс-министра юстиции Мидхата Курманова, Ильдара, обвинили в хищении 47 млн рублей у французского ретейлера. По версии следствия, в 2011 году он предложил компании свои услуги по строительству гипермаркета на Амирхана. Для этого французы заключили четыре договора с компанией «СЭМ», зарегистрированной на Луизу Курманову, мать Ильдара. Однако вскоре стало понятно, что подрядчик не выполняет своих обязательств, и «Леруа Мерлен» обратился в суд — в отношении татарстанской компании была запущена процедура банкротства. Параллельно на это дело обратил внимание прокурор РТ Илдус Нафиков, и следственный комитет предъявил Курманову обвинение. Разбирательство длилось почти пять лет: в результате Ильдар Курманов был приговорен к 6 годам колонии общего режима.
«Сказали, что ничего не изменится. Ни для нас — работников, ни для покупателей, ни для партнеров. Ничего ни для кого» Фото: Александр Гавриленко
«Сказали, что ничего не изменится…»
В казанском «Леруа Мерлен» на улице Амирхана, сегодня, как обычно, было многолюдно. Большая часть покупателей, видимо, еще не знает о грядущих изменениях в этой сети магазинов. У продавцов история другая. Если одни из них отговариваются в духе «ничего не знаем, что дальше», то другие беседуют охотнее.
— Вообще ничего не поменяется, — рассказала молодая женщина в фирменной зеленой футболке. Сотрудница призналась корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сама только 20 минут назад узнала, что магазины уходят под «внутреннее управление». И руководство заверило, что не поменяется практически ничего.
— Сказали, что ничего не изменится. Ни для нас — работников, ни для покупателей, ни для партнеров. Ничего ни для кого. Поменяется ли бренд? Пока не планируют, — рассказывает сотрудница «Леруа Мерлен».
— Все будет хорошо и даже лучше? — переспрашивает ее корреспондент «БИЗНЕС Online».
— Ну лучше — хрен знает, а там посмотрим, — не лезет за словом в карман улыбчивая продавщица.
Еще один продавец, уже из другого отдела, тоже в курсе предстоящих перемен и глобальных изменений не ждет. «Все то же самое будет. Просто больше решений станет приниматься местным менеджментом. Это нам так руководство объяснило. Для покупателей тоже ничего не изменится. Просто добавится больше местных товаров, произведенных из российского сырья», — отметил молодой человек. По его словам, встреча с руководством, где все это рассказали, прошла «на днях».
Наш собеседник рассказывает, что настроение у работников спокойное, никто увольняться не собирается. «Всем все равно», — с улыбкой добавляет его молодая и симпатичная коллега.
В то же время гипермаркет «Ашан» даже не думает уходить из России — по сей день в стране действует 241 магазин сети Фото: «БИЗНЕС Online»
Судьба французских компаний в России после начала СВО
«Леруа Мерлен» — одна из немногих западных компаний, продолжавших работать на фоне антироссийских санкций. Сеть входит в группу Mulliez Family, которой принадлежат также «Ашан» и «Декатлон». По данным «Контур.Фокуса», выручка ООО «Леруа Мерлен Восток» в 2021 году превысила 456,6 млрд рублей. В 2022-м компания заняла вторую строчку в рейтинге 50 крупнейших иностранных компаний в России по версии Forbes Russia. Год назад строительный гипермаркет даже заявлял о намерениях нарастить объемы производства в Татарстане.
А что с его братьями по группе компаний? Сеть гипермаркетов спорттоваров «Декатлон» приостановила деятельность в России после начала СВО, а к 27 июня все 57 магазинов были закрыты, включая интернет-магазин. В январе 2023-го стало известно о продаже российского бизнеса сети, но с тех пор информация о возможной сделке не обновлялась. К слову, товары бренда «Декатлон» до сих пор можно найти на маркетплейсах.
Прямой конкурент «Леруа Мерлен», сеть строительных гипермаркетов OBI, объявил о закрытии бизнеса в России 8 марта 2022 года. С тех пор компания сменила трех владельцев Фото: «БИЗНЕС Online»
В то же время гипермаркет «Ашан» даже не думает уходить из России — по сей день в стране действует 241 магазин сети. Год назад генеральный директор компании Ив Клод заявил, что она продолжит работать, несмотря на критику украинских властей и призывы приостановить деятельность. А в сентябре «Ашан» зарегистрировал торговый знак «Родной, и всё тут» в рамках программы по расширению производства товаров собственной торговой марки в России. «„Ашан Ритейл Россия“ продолжает работать на российском рынке и не планирует изменений ни в своей стратегии, ни в организации работы», — прокомментировали в компании новости о «Леруа Мерлен» подчеркнув, что компания работает без инвестиций от материнской компании.
Прямой конкурент «Леруа Мерлен», сеть строительных гипермаркетов OBI, объявил о закрытии бизнеса в России 8 марта 2022 года. С тех пор компания сменила трех владельцев. На данный момент сетью управляют компания «Модуль-2» (90%) и бизнесмен Валид Корчагин (10%). «Ведомости» отмечают, что «Модуль-2» принадлежит Марине Мидовой, президенту ассоциации оптовых и розничных рынков, связанной с экс-президентом Кабардино-Балкарии и сенатором Арсеном Каноковым.
«Леруа Мерлен» очень здорово приобщил население к своей сети» Фото: © Sergei Mikhailichenko/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com
«Будут сбои бизнес-процессов в переходный период»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, как переход «Леруа Мерлен» под управление местного менеджмента скажется на работе магазинов.
Юрий Чикиров — гендиректор АН «РеАгентство»:
— Продажа «Леруа Мерлен» может отразиться на ассортименте товаров. У меня прослеживается аналогия с уходом «Макдоналдсом»: ушел бренд, последовали где-то качественные, где-то количественные и где-то ценовые изменения, были и некоторые сбои бизнес-процессов в переходный период. Здесь, мне кажется, будет то же самое. Понятно, что здания остаются, а ассортиментная матрица станет замещаться каким-то другими поставщиками, потому что вроде как была и собственная марка товаров. Я предполагаю, что ценовая политика изменится в сторону увеличения. В целом, если будет сопоставимый уровень менеджмента, сильных изменений не произойдет, но логистика, как мне кажется, все равно ухудшится в связи с геополитическими обстоятельствами.
Айрат Гайнуллин — основатель, директор сети магазинов стройматериалов «Колорит»:
— Такие зарубежные компании, как «Леруа Мерлен» и OBI, несли на наш рынок передовой опыт. Но все же за время работы люди, которые работали в «Леруа Мерлен» в качестве менеджеров и руководителей, тоже чему-то научились, и, наверное, в плане качества, обслуживания и стандартов работы особо изменений не будет. Вопрос есть касаемо ассортимента, поставок и логистики, потому что многие товары шли в том числе из Европы. Если будут поставки из Китая, то их товар уже не тот, что был раньше, когда существовал стереотип о некачественном китайском товаре. Непонятно, как произойдет передача бизнеса. Продать такую компанию менеджменту не совсем реально, поэтому остаются вопросы, чей же будет компания — российской или какой-то другой?
Владимир Шайхиев — заместитель гендиректора A-Development:
— У меня ощущение, что аффилированные компании покупают бизнес в таких случаях для отвода глаз. «Леруа Мерлен» очень здорово приобщил население к своей сети. Я не думаю, что произойдут какие-то крупные изменения после продажи, поскольку доля рынка остается и вряд ли от нее будут отказываться. Свято место пусто не бывает. Я думаю, что российские менеджеры наладят процессы, но не так быстро, как хотелось бы. Возьмем, к примеру, «Макдоналдс». После их ухода остались люди, которые здесь работали по франшизе. Соответственно, была выстроена система, которая, по сути, сохранилась. Понятно, что они не смогли полностью детально воссоздать то, что было, но работают.
Артур Николаев — первый зампредседателя – директор департамента развития и поддержки предпринимательства ТПП РТ:
— Могут быть разные варианты — и громкий развод, и тихий. Если громкий, то с битьем посуды и выкидыванием вещей. Но я думаю, основная масса ухода все-таки цивилизованная. То есть [бизнес] просто передается, остаются договоры и поставки, которые осуществлялись в том числе нашими предпринимателями. Это также даст возможность в какой-то степени нашим производителям выходить на площадку «Леруа Мерлен», потому что поставки из Европы будут сворачиваться в какой-то степени и произойдет перепрофилирование в сторону Азии, Китая и на нашего производителя. Но первое время ассортимент, возможно, будет уже.
https://www.business-gazeta.ru/article/587967