Блог
Специализируется в области гражданского права, инвестиционного и природоохранного законодательства, нефтегазового и горнорудного законодательства, международного частного права, строительства.
Более двадцати семи лет г-жа Ченцова консультирует крупнейшие нефтяные и горнорудные компании мира и ведущие отечественные компании по вопросам гражданского, корпоративного, природоохранного законодательства, инвестиций, недропользования, суда и арбитража.
Ольга Ченцова участвовала в нескольких правительственных рабочих группах по разработке важных коммерческих законодательных актов Республики Казахстан (включая Гражданский кодекс РК, Законы РК «Об иностранных инвестициях», «О нефти» и другие). В рамках работы НИИ частного права при КазГЮА (Центра частного права) принимала участие в обсуждении и подготовке предложений по совершенствованию гражданского законодательства, в том числе Гражданского кодекса, Законов «О недрах и недропользовании», «О нефти» и ряда других нормативно-правовых актов.
В последние несколько лет Ольга Ченцова активно консультирует pro bono зоозащитные организации и парламентариев по вопросам регулирования взаимоотношений человека и животных, участвует в обсуждении и подготовке проекта Закона «Об ответственном обращении с животными».
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Kazakhstan Bar Association (ПЮК «KazBar»), International Bar Association (IBA), Казахстанская ассоциации юристов нефтегазовой отрасли (KPLA), Арбитражный центр Атамекен, Казахстанский Международный Арбитраж
КАРЬЕРА
1993-н/в | Юридическая фирма «AEQUITAS» – управляющий партнер |
1991-1993 | Казахская государственная внешнеторговая компания «Казметаллэкспорт» – начальник договорно-правового отдела |
1990-1991 | Высший арбитражный суд Республики Казахстан – советник |
1981-1990 | Казахский государственный университет – ассистент кафедры гражданского права, преподаватель гражданского, хозяйственного и римского права |
ОБРАЗОВАНИЕ
1990 | Казахский государственный университет, кандидат юридических наук, Казахстан |
1981 | Казахский государственный университет, бакалавр юридических наук, Казахстан |
РЕЙТИНГИ / НАГРАДЫ
Член Зала Славы в сфере корпоративного и коммерческого права, сделок M&A и в сфере энергетики и недропользования, Рекомендуемый юрист в сфере разрешения споров (The Legal 500 2023); Выдающийся практик в сфере энергетики и недропользования, разрешения споров (Chambers 2023);Элитный практик в сфере энергетики (AsiaLaw Profiles 2023/24); Рекомендуемый юрист в сфере энергетики и сделок M&A (WWL 2023);Уважаемый юрист в сфере энергетики и инфраструктурных проектов, горнодобывающей промышленности, нефти и газа, в области разработки проектов (IFLR1000 2023);Включена в список женщин-лидеров (IFLR1000 2023)Юрист года в сфере энергетики и недропользования, арбитража и медиации (Best Lawyers 2017-18, 2014-16)«Она – наш светоч в Казахстане». Chambers Asia Pacific 2021«Прекрасный юрист, славящийся впечатляющим и выдающимся бэкграундом в вопросах гражданского права Казахстана».Chambers Asia Pacific 2020«Eсли законодательство изменяется или совершенствуется, это всегда происходит не без ее участия».Chambers Asia Pacific 2019«Она обладает значительным опытом работы над крупными проектами и участвует в «первоклассных» проектах в сфере энергетики более 20 лет».Who’s Who Legal 2019 |
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ
- Консультирование крупнейших нефтяных компаний ExxonMobil, Chevron Munai Gas, ТОО «Тенгизшевройл» по различным вопросам недропользования.
- Консультирование иностранного инвестора (Гонконг) по различным вопросам недропользования, а также по инвестиционному казахстанскому законодательству в связи с приобретением казахстанской нефтегазовой компании.
- Консультирование крупнейшей казахстанской угледобывающей компании ТОО «Богатырь Комир» по различным вопросам казахстанского законодательства.
ИНВЕСТИЦИИ
- Консультирование Российской Федерации в связи с приобретением у Султаната Оман долевого участия в АО «KTK-K» и ЗАО «KTK-Р», владельцев нефтепровода Тенгиз-Новороссийск.
- Консультирование крупнейшей российской нефтяной компании и ее дочернего предприятия по вопросам казахстанского законодательства в связи с обеспеченным займом Международной финансовой корпорации (IFC) для разработки крупного газового месторождения в Казахстане.
- Консультирование компании «China ZhenHua Oil» в связи со сделкой по приобретению АО «Холдинговая компания «Куат», контролирующего казахстанскую нефтяную компанию.
- Консультирование иностранного инвестора в связи с приобретением группы казахстанских золотодобывающих компаний АО «Горнометаллургический концерн «Казахалтын».
- Консультирование одной из крупнейших казахстанских цинкодобывающих компаний «ШалкияЦинк Лтд.» в отношении вопросов законности позиции государственных органов Республики Казахстан в связи с рядом сделок компании в период после IPO на Лондонской фондовой бирже.
- Консультирование российской атомной компании ОАО «Атомредметзолото» в связи со сделкой по приобретению казахстанских компаний, осуществляющих деятельность в сфере атомной промышленности.
- Консультирование ОАО «Магнитогорский металлургический завод» в связи с реструктурированием бизнеса в Казахстане.
- Подготовка экспертного заключения для инвестиционного арбитража по вопросам толкования казахстанского инвестиционного законодательства.
ЭКОЛОГИЯ
- Консультирование ТОО «Тенгизшевройл» и других крупных недропользователей по различным вопросам природоохранного законодательства.
СТРОИТЕЛЬСТВО
- Консультирование крупной швейцарской нефтесервисной компании в связи с подготовкой договора на строительство объектов на одном из крупных казахстанских нефтегазовых месторождений и адаптированием к требованиям казахстанского законодательства типового контракта FIDIC «Условия контракта на строительство» (Красная книга, 1999 год).
- Консультирование крупнейшей казахстанской строительной корпорации «Базис-А» и ее дочерних предприятий по ряду проектов последних лет.
- Консультирование крупного иностранного инвестора по сложным вопросам казахстанского права в связи со строительством нефтегазотрубопроводов (магистральных и технологических) (EPC – Construction of «Trunklines and Production Flow Lines») на одном из крупных казахстанских месторождений.
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
- Участие в рабочих группах по работе над проектом Закона «Об ответственном обращении с животными» (2019-2020).»
- Участие в разработке концепции реформирования казахстанского экологического законодательства, в том числе по вопросам выбросов в окружающую среду, по заданию корпорации Chevron.
- Участие в обсуждении и подготовке предложений по совершенствованию Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общей и Особенной частей).
- Участие в рабочих группах по работе над Законом Республики Казахстан «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» (2005 г.), а также принимала участие в разработке изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» (2006 г.).
- Участие в работе над такими основополагающими актами гражданского и хозяйственного законодательства нового Казахстана как Гражданский кодекс (Общая и Особенная части), Законы «Об иностранных инвестициях», «О приватизации», «О нефти» (1990-е годы).
ПУБЛИКАЦИИ
Интервью Ченцовой О. Жестокое обращение с животными –плюсы и минусы законодательства Казахстана // www.zakon.kz – 2022.05.12
Ченцова О. Правовая защита животных // www.zakon.kz – 2022.04.29.
Интервью Ченцовой О. Про собак и про людей. // Комсомольская правда. – 2020.06.10.
Юрист и зоозащитник Ольга Ченцова: мы вынуждены жить при зоофашизме. (Интервью с Ченцовой О.) // www.ekaraganda.kz. – 2019.07.26.
Ченцова О., Сарсенова Л. Обращение с животными в Казахстане и необходимость совершенствования законодательства. // www.zakon.kz. – 2019.01.24.
Ченцова О., Брайнина Н., Манаенко Е. Кодекс РК «О недрах и недропользовании» – что получилось. // Petroleum. – 2018. – № 2, – с. 52–62.
Ченцова О., Брайнина Н. Законодательство о недрах и недропользовании: история вопроса и новая концепция. // Petroleum. – 2015. – № 4, – с. 60–67; № 5, – с. 74–81.
Ченцова О.И. Правовой статус «технической» документации, ее место в системе технического законодательства о недропользовании и проблемы применения. // Научные труды «Әдiлет». – 2013. – № 4. – с. 148–153.
Ченцова О.И., Ким В.М., Емельянова Л.А. Судебная практика по экологическим спорам в Республике Казахстан. // Нефть Газ Право Казахстана. – 2013. – № 4. – с. 3–8
Ченцова О.И., Ким В.М., Емельянова Л.А. Судебная практика по экологическим спорам в Республике Казахстан. // Petroleum. – 2013. – № 3.
Ченцова О.И., Ким В.М., Емельянова Л.А. Судебная практика по экологическим спорам в Республике Казахстан. // Petroleum. – 2013. – № 3.
Ченцова О. Новые регуляции Республики Казахстан, касающиеся правового режима углеводородов. // Petroleum. – 2012. – № 4. – с. 48, 52–58.
Ченцова О.И. Мы читаем его книги с огромным удовольствием – Научные труды по финансовому праву: современные проблемы предмета, метода и системы финансового права. Материалы Первой международной научно–теоретической конференции «Худяковские чтения по финансовому праву». – Выпуск 1. – Алматы: ТОО «Налоговый эксперт». – 2011. – с.22 (536 с.).
Ченцова О. Законодательство РК об инвестициях – история развития и существующий правовой режим. – \ Petroleum. – 2011. – № 6. – с. 56–68.
Ченцова О.И. Новый закон Республики Казахстан «О недрах»: новые регуляции и новые вопросы. // Petroleum. – 2010. – № 5. – с. 66–70.
Ченцова О.И. Казахстан – сложный и привлекательный для российского бизнеса (взгляд практикующего юриста). – М.: 2010. – 08 апреля. – с.1–22. Доклад на международной конференции. Юридический форум России. Тенденции развития юридического бизнеса.
Ченцова О.И. Контракты на недропользование в Казахстане – об истории законодательства, имеющихся проблемах и потенциальном регулировании. – Материалы седьмой международной Атырауской правовой конференции. – Атырау. – 2009. – с.48–54.
Ченцова О.И. Контракты на недропользование в Казахстане – об истории законодательства, имеющихся проблемах и потенциальном регулировании. \ НефтьГазПраво Казахстана. – 2009. – № 3 – с.10–15.
Ченцова О.И. Государство и контракты на недропользование. // НефтьГазПраво Казахстана. – 2009. – №2 – с.3–9.
Ченцова О.И. Государство и контракты на недропользование. // Государство и гражданское право: Материалы международной научно–практической конференции, посвященной памяти и 85–летию со дня рождения доктора юридических наук, профессора Ю.Г. Басина (в рамках ежегодных цивилистических чтений) Алматы, 29–30 мая 2008 г. – Алматы–2008. – с.176–184.
Ченцова О.И., Брайнина Н.В., Чумаченко Ю.Г. Энергетическое законодательство Республики Казахстан: общий обзор. // Энергетика и право / Под ред. к.ю.н. Лахно П.Г.– М: Изд–во «Юрист» – 2008. – с. 245–265.
Ченцова О.И., Брайнина Н.В. Правовое поле отрасли. // Нефтегазовая вертикаль. –2008. – № 17 – с.44–54.
Ченцова О.И Последние изменения в казахстанском законодательстве, влияющие на осуществление недропользования. // НефтьГазПраво. – 2008. – №2–с.41–44.
Ченцова О.И. Последние изменения в казахстанском законодательстве, влияющие на осуществление недропользования. // НефтьГазПраво Казахстана. – 2008.– №1 – с.3–5.
Ченцова О.И. Последние изменения в законодательстве Казахстана, влияющие на осуществление недропользования. // Нефтегаз, энергетика и законодательство. – 2008. – №7 – с. 23–26.
Ченцова О.И, Брайнина Н.В, Чумаченко Ю.Г. Энергетическое законодательство Республики Казахстан: – общий обзор. // Энергетическое право. – 2007. – № 2. – с. 10–18.
Ченцова О.И. Правовой статус технической документации, её место в системе законодательства о недропользовании и проблемы применения. // НефтьГазПраво Казахстана. – 2007. – № 4. – с.8–13.
Басин Ю.Г., Сулейменов М.К., Осипов Е.Б., Ченцова О.И. Контракты на недропользование: проблемы юридической квалификации и систематизации. // Энергетическое право. – 2007. – № 25. – с.2–3.
Ченцова О.И., Брайнина Н.В. Правовое поле нефтегазовой отрасли // Нефть и Газ Казахстана. – 2007. – №17. – с.38–53.
Ченцова О.И. Правовой статус «технической» документации, её место в системе законодательства о недропользовании и проблемы применения. // Материалы пятой Атырауской правовой конференции. – Атырау, 2007. – с.19–25.
Ченцова О.И. Правовой статус «технической» документации, ее место в системе законодательства о недропользовании и проблемы применения. // Доклад, подготовленный на 5–ю ежегодную международную Атыраускую правовую конференцию, проводимую по инициативе Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли (KPLA) и Договорно–правового отдела совместного предприятия «Тенгизшевройл» 6 апреля 2007 года в г. Атырау. – Приложение: КPLA 2007. NEWSLETTER. – с.4–7.
Ченцова О.И., Новожилова А. В. Правовые проблемы добычи и транспортировки углеводородов на территорию стран СНГ. – Нефтегаз, Энергетика и законодательство. // 2004 – 2005. – вып. 4 – с. 37–46.
Ченцова О.И., Брайнина Н. Не доработали…: В Казахстане принят закон о СРП, многие положения которого вызывают вопросы // Нефть и Капитал. – 2005. – №9. – с. 86–88.
Ченцова О.И. Ответственность и иные способы защиты в отношениях по недропользованию // Недропользование и Право. – 2005. – №1. – с. 19–25.
Ченцова О.И., Новожилова А.В. Правовые проблемы добычи и транспортировки углеводородов на территории стран СНГ. // Нефтегаз, энергетика и законодательство. – 2004–2005. – вып.4. – 37–46.
Ченцова О.И., Сулеева Т.В. Вопросы правового регулирования газовой отрасли Казахстана. // Нефтегаз, энергетика и законодательство. – 2003–2004. – вып. 3. – с.117–125.
Ченцова О.И., Новожилова А. Правовые аспекты нефтегазового бизнеса в Казахстане // НефтьГазПраво Казахстана. – 2004.– №2. – с.3–11; Нефтегаз, Энергетика, Законодательство. – 2004–2005. – с.37–46.
Ченцова О.И., Новожилова А. Договор о совместном предприятии как контракт на недропользование в казахстанской практике // Материалы второго Атырауского правового семинара. – Атырау. –2004. – с.59–61.
Ченцова О., Новожилова А. Договор о совместном предприятии как контракт на недропользование в казахстанской практике // НефтьГазПраво Казахстана. – 2004. – №1. – с.16–21.
Басин Ю.Г., Сулейменов М., Осипов Е., Ченцова О. Контракты на недропользование: проблемы юридической квалификации и систематизации // INVEST KAZAKHSTAN. – 2004. – №1. – с.88–91.
Ченцова О.И., Сулеева Т.В. Вопросы правового регулирования газовой отрасли Казахстана. – Issues of Legal Regulation of Kazakhstan’s Gas Sector // Доклад на конференции «Актуальные проблемы правового регулирования нефтегазовой отрасли Казахстана», проведенной в г. Астане 25 июня 2003 г.; Нефтегаз, энергетика и законодательство. – 2003–2004. – Вып. 3. – с.117–125.
Ченцова О.И., Брайнина Н.В., Новожилова А.В. Правовое регулирование отношений, связанных со специальным природопользованием. – Legal Regulation of Relations Connected with Special Nature Management // Доклад на Первом Атырауском Семинаре «Теория и практика разрешения споров (конфликтов) хозяйствующих субъектов с государственными контролирующими органами», состоявшемся в г. Атырау 16 мая 2003. – № 5 (October). – Приложение: КRLA 2003. NEWSLETTER. – с.4–7.
Ченцова О.И. Законодательство Казахстана о недропользовании: текущий статус, перспективы развития и проблемы законотворчества (взгляд практикующего юриста) // Юрист. – 2003. – №1. – с.14–19; Актуальные проблемы гражданского права: вопросы теории и практики. Current Issues of Civil Law: Theory and Practice: Сборник статей юристов юридической фирмы «Aequitas» к 10–летию фирмы. – Алматы, 2003. – с.23–45.
Десять лет в своей тарелке. [Интервью с управляющим партнером фирмы «Эквитас» Ченцовой О.И.] // Юрист. – 2003. – №1. – с.8–13.
Ченцова О.И., Брайнина Н.В. Новые правила приобретения товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций в Казахстане // Invest Kazakhstan. – 2002. – №3. –с.102–107; Актуальные проблемы гражданского права: вопросы теории и практики. Current Issues of Civil Law: Theory and Practice: Сборник статей юристов юридической фирмы «Aequitas» к 10–летию фирмы. – Алматы, 2003. – с.75–88.
Ченцова О.И. Правовое регулирование отношений, связанных со специальным природопользованием. // Материалы первого Атырауского регионального правового семинара. – Атырау. – 2003. – с. 101–122.
Ченцова О.И., Новожилова А. Краткий анализ проекта Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов // Invest Kazakhstan. – 2002. – №3. – р.72–75.
Ченцова О.И. Исполнение контрактов на недропользование: обязанности подрядчика и контроль за их исполнением. – Implementing Subsoil Use Contracts: Contractor’s Obligations and Control over their Fulfillment // Invest Kazakhstan. – 2001. – №1–2. – р. 48–55.
Ченцова О.И. Проект изменений в законодательство Республики Казахстан о недрах // Вещные и обязательственные права в законодательстве Республики Казахстан: Материалы Международной научно–практической конференции. – Алматы: КазГЮА, 2000. – с.32–36.
Ченцова О.И. Проблемы экологического законодательства // Oil & Gas of Kazakhstan. – 2000. – №5–6. – с.96–110.
Ченцова О.И. Имущественный наем (аренда) // Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Комментарий. – Алматы: Жетi жаргы, 2000. – Гл. 29. – с.166–198.
Ченцова О.И. Комментарий к главе 29 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) // Предприниматель и право. – 2000. – №7. – с.4–6; №8. – с.4–6.
Basin Yu., Chentsova O. The Legal Treatment of Foreign Investment Under Kazakh Legislation An Overview. – Правовой режим иностранных инвестиций по казахстанскому законодательству // Review of Central and East European Law. – 2000. – № 2. – р.197–208.
Ченцова О.И. Недропользование в Республике Казахстан и проблемы экологического законодательства // Oil and Gas of Kazakhstan. – 2000. – № 5–6. – с. 96–110.
Басин Ю.Г., Ченцова О., Хайнз Д. Изменение правового режима разработки полезных ископаемых в Казахстане: критический анализ основных изменений. – Международное право. – 2000. – № 1. – c. 152–188.
Сулейменов М.К., Басин Ю.Г., Ченцова О.И. Изменения в законодательство Республики Казахстан о недрах // Oil & Gas of Kazakhstan. – 1999. – №5. – р.46–52.
Basin Yu., Chentsova O., Hines Jonathan H. Kazakhsnan’s Amended Legal Regime for Natural Resource Development: A Critical Analysis of the Key Changes. – Изменение правового режима разработки полезных ископаемых в Казахстане: критический анализ основных изменений // The Parker School Journal of East European Law. – 1998. – Vol. 5. No. 4.; International Energy Law and Taxation Review. – 2000. – №2 (February). – p. 52–62; Международное право. – 2000. – №1 (7). – с.152–217.
Сулейменов М.К., Ченцова О.И., Жусупов Е.Б. Правовое регулирование иностранных инвестиций в сфере недропользования // Право и иностранные инвестиции в Республике Казахстан. – Алматы: Жетi жаргы, 1997. – Гл.3 §§ 1,2,3. – с. 123–161.
Ченцова О.И. Особенности иностранного инвестирования в золотодобывающую промышленность // Право и иностранные инвестиции в Республике Казахстан. – Алматы: Жетi жаргы, 1997. – Гл.3. § 5. – с.187–202.
Механизм гражданско–правовых санкций в капитальном строительстве. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук (по специальности 12.00.03). – Алматы. – 1990.
Контакты:
Статьи:
Татьяна Зинович
4 июля, 2023
Наталия Шаповалова
6 ноября, 2023
Охрана труда на предприятиях
Узнайте, что такое организация охраны труда на малом предприятии и производстве. Понятие и виды инструктажей по охране труда для мужчин и женщин; спецодежда и основы техники безопасности согласно закону Украины «Об охране труда»
Путеводитель по статье
- Что такое охрана труда
- Когда создается служба охраны труда
- Основные задачи службы охраны труда
- Функции службы охраны труда
- Полномочия службы охраны труда
- Инструктаж по охране труда6.1 Порядок проведения6.2 Виды инструктажей
- Охрана труда и спецодежда
- Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Охрана труда на предприятии: создание службы
В каких случаях на предприятии создается такая службы, какие основные задачи, функции выполняет, какой план работы этой службы, узнавал Prostopravo.com.ua. Все знают, что ответственность за соблюдение безопасных условий труда лежит на работодателе. Одной из мер, направленных на обеспечение безопасности труда, является создание на предприятии службы охраны труда.
Что такое охрана труда
Охрана труда — это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Согласно требованиям Кодекса законов о труде на всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются безопасные и безвредные условия труда. Обеспечение безопасных и безвредных условий труда возлагается на собственника или уполномоченный им орган.
Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда.
Собственник или уполномоченный им орган должен внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.
Собственник или уполномоченный им орган не вправе требовать от работника выполнения работы, сопряженной с явной опасностью для жизни, а также в условиях, не соответствующих законодательству об охране труда. Работник имеет право отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья или людей, которые его окружают, и окружающей среды.
На собственника или уполномоченный им орган возлагается систематическое проведение инструктажа (обучения) работников по вопросам охраны труда, противопожарной охраны.
Работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращение продолжительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию , оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, предоставляемые в порядке, определенном законодательством.
Когда создается служба охраны труда
Создание службы охраны труда на предприятиях любой формы собственности предусмотрено Законом Украины «Об охране труда» и является обязанностью работодателя, если количество наемных работников составляет 50 и более человек. Действует такая служба на основании Типового положения, утвержденного Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда (Приказ от 15.11.2004 № 255). Подчиняется служба охраны труда непосредственно работодателю. На основании Типового положения, с учетом специфики производства, видов деятельности, количества работников, условий работы и других факторов работодатель разрабатывает Положение о службе охраны труда соответствующего предприятия.
На предприятии с количеством работающих менее 50 человек создание целой службы не является обязательным и целесообразным. Функции службы охраны труда в таком случае могут исполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку и образование — специалисты или инженеры по охране труда.
В организациях с количеством работающих менее 20 для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться специалисты со стороны на договорной основе. При этом такой специалист должен иметь стаж работы не менее 3 лет и пройти обучение по охране труда.
Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб.
Основные задачи службы охраны труда
Итак, согласно Типовому положению на службу охраны труда предприятия возлагаются такие задачи:
- проработка эффективной системы управления охраной труда на предприятии и содействие усовершенствованию деятельности в этом направлении каждого структурного подразделения и каждого работника;
- обеспечение профессиональной поддержки решений работодателя по этим вопросам;
- организация проведения профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы жизни или здоровью работников;
- изучение и содействие внедрению в производство достижений науки и техники, прогрессивных и безопасных технологий, современных средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
- контроль за соблюдением работниками требований законов и других нормативно-правовых актов по охране труда, положений (при наличии) отраслевого соглашения, раздела «Охрана труда» коллективного договора и актов по охране труда, действующих в пределах предприятия.
- информирование и предоставление разъяснений работникам предприятия по вопросам охраны труда.
Функции службы охраны труда
Для выполнения предусмотренных законодательством задач органы охраны труда на предприятии :
- разрабатывают совместно с другими подразделениями комплексные мероприятия, планы работы, программы по улучшению условий труда, избежанию производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- готовят проекты приказов по вопросам охраны труда и вносят их на рассмотрение работодателю;
- проводят проверки соблюдения работниками нормативно-правовых актов по охране труда;
- составляют отчетность по охране труда;
- проводят с работниками инструктажи по охране труда;
- ведут учет и анализируют причины производственного травматизма;
- обеспечивают надлежащее оформление и хранение документации по вопросам охраны труда, а также своевременную передачу ее в архив для длительного хранения;
- составляют при участии руководителей подразделений предприятия перечни профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране (безопасности) труда, оказывают помощь при их разработке;
- информируют работников об основных требованиях законов, других нормативно-правовых актов и актов по охране труда, действующих в пределах предприятия.
Кроме того, к функциям служб и специалистов по охране труда относится рассмотрение вопросов о подтверждении наличия опасной производственной ситуации, которая стала причиной отказа работника от выполнения порученной работы, писем, заявлений, жалоб работников предприятия, касающихся вопросов соблюдения законодательства об охране труда.
Служба охраны труда на предприятии должна обеспечить подразделения нормативно-правовыми актами по охране труда, действующими в пределах предприятия, пособиями, учебными материалами по этим вопросам; организовывать работу кабинета по охране труда, совещания, семинары и другие мероприятия по этим вопросам.
Одной из важнейших функций, которые возлагаются на службу охраны труда является участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве. Также специалисты по охране труда участвуют в составлении санитарно-гигиенической характеристики рабочих мест работников, которые проходят обследование относительно профзаболеваний; проведении внутреннего аудита охраны труда и аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда; составлении списков профессий и должностей, согласно которым работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры; организации обучения по вопросам охраны труда и работе комиссии по проверке знаний по этим вопросам.
Полномочия службы охраны труда
Служба охраны труда на предприятии призвана также контролировать соблюдением работодателем требований законодательства по охране труда в связи с чем имеет право выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания по устранению имеющихся недостатков и получать от них необходимые сведения, документацию, а также объяснения по вопросам охраны труда. Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь работодатель. Предписание составляется в 2 экземплярах, один из которых выдается руководителю работ, объекта, цеха, второй остается и регистрируется в службе охраны труда, и сохраняется в течение 5 лет. Если руководитель структурного подразделения предприятия отказывается от подписи в получении предписания, специалист охраны труда направляет соответствующее представление на имя лица, которому административно подчинен это структурное подразделение, или работодателю.
Также служба охраны труда наделена правом:
- останавливать работу производств, участка, машин, механизмов, оборудования в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников;
- требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеют допуска к соответствующим работам или не выполняют требования нормативно-правовых актов по охране труда;
- направлять работодателю представление о привлечении к ответственности должностных лиц и работников, которые нарушают требования по охране труда;
- за улучшение состояния безопасности труда вносить предложения о поощрении работников за активную работу;
- привлекать, по согласованию с работодателем и руководителями подразделений предприятия, специалистов предприятия для проведения проверок состояния охраны труда.
Как видим, создание службы охраны труда на предприятии важно не только для того, чтобы соблюсти требования законодательства в этой сфере, но и минимизировать риски ответственности работодателя за нарушение требований безопасности труда, а также выполнять ряд других важных функций: вести документацию по вопросам охраны труда, проводить инструктажи, проверять знания и т. д.
Инструктаж по охране труда: порядок проведения и виды
Известно, что ответственность за безопасность труда несет работодатель. Одной из обязанностей работодателя является организация и проведение инструктажей по охране труда. Какие виды инструктажей по охране труда существуют и как должны проводится выяснял Prostopravo.com.ua
Порядок проведения
Обучение и инструктаж по вопросам охраны труда должен проводится со всеми работниками в процессе их трудовой деятельности независимо от формы собственности и видов деятельности предприятия. Кроме того, приказом Госнадзорохрантруда от 23.12 1993г. № 196 утвержден Перечень работ с повышенной опасностью, которые предполагают специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда не реже одного раза в год. На предприятиях на основе Типового положения об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда (Приказ Госнадзорохрантруда от 04.04.1994г. №30) с учетом специфики производства разрабатываются и утверждаются их руководителями соответствующие Положения об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда, формируются планы-графики проведения этой работы, с которыми должны быть ознакомлены все работники.
Перед проверкой знаний по охране труда на предприятии организуются занятия, лекции, семинары и консультации. Перечень вопросов для проверки знаний по охране труда с учетом специфики производства составляют члены комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда, согласовывает служба охраны труда и утверждает руководитель предприятия. В составе комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда должно быть не менее трех человек, которые в установленном порядке прошли обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда. Результаты проверки знаний работников по вопросам охраны труда оформляются протоколом.
Допуск к работе лиц, не прошедших обучение и проверки знаний по вопросам охраны труда, запрещается.
Ответственность за организацию обучения и проверку знаний по охране труда на предприятии возлагается на его руководителя, а в структурных подразделениях (цеха, участка, лаборатории, мастерские и т.д.) — на руководителей этих подразделений.
Контроль за обучением и периодичностью проверки знаний вопросам охраны труда осуществляет служба охраны труда или работники, на которых возложены эти обязанности руководителем (правлением) предприятия.
Виды инструктажей
По характеру и времени проведения инструктажи по вопросам охраны труда подразделяются на: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
Вступительный инструктаж по охране труда проводится с:
- всеми работниками, которые только поступили на работу (постоянную или временную) независимо от их образования, стажа работы по этой профессии или должности;
- работниками, которые находятся в командировке на предприятии и принимают непосредственное участие в производственном процессе;
- с водителями транспортных средств, впервые въезжающих на территорию предприятия;
- учениками, воспитанниками и студентами, прибывшими на предприятие для прохождения производственной практики;
- учениками, воспитанниками и студентами в учебно-воспитательных заведениях перед началом трудового и профессионального обучения в лабораториях, мастерских, на полигонах и т.п..
Вступительный инструктаж проводит специалист по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию (решением правления) возложены эти обязанности по программе, разработанной службой охраны труда с учетом особенностей производства.
Первичный инструктаж проводится на рабочем месте до начала работы с:
- работником, новоприбывшим (постоянно или временно) на предприятие;
- работником, который переводится с одного цеха производства в другой;
- работником, который будет выполнять новую для него работу;
- командированным работником, который принимает непосредственное участие в производственном процессе на предприятии;
- студентом, учеником и воспитанником, который прибыл на производственную практику, перед выполнением им новых видов работ, перед изучением каждой новой темы во время проведения трудового и профессионального обучения в учебных лабораториях, классах, мастерских, на участках;
- во время проведения внешкольного обучения в кружках и секциях.
Первичный инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц общей специальности по программе, составленной с учетом требований соответствующих инструкций по охране труда для работников, других нормативных актов об охране труда, технической документации.
Программа первичного инструктажа разрабатывается руководителем цеха, участка, согласовывается со службой охраны труда утверждается руководителем предприятия, учебного заведения или их соответствующего структурного подразделения.
Повторный инструктаж проводится на рабочем месте со всеми работниками: на работах с повышенной опасностью — I раз в квартал, на других работах — I раз в полугодие. Повторный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, которые выполняют однотипные работы, по программе первичного инструктажа в полном объеме.
Внеплановый инструктаж проводится с работниками на рабочем месте или в кабинете охраны труда:
- при вводе в действие новых или пересмотренных нормативных актов об охране труда, а также при внесении изменений и дополнений к ним;
- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда;
- при нарушении работником, студентом, учащимся или воспитанником нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травме, аварии или отравления;
- по требованию работников органа государственного надзора за охраной труда, вышестоящей хозяйственной организации или государственной исполнительной власти в случае, если выявлено незнание работником, студентом или учащимся безопасных методов, приемов работы или нормативных актов об охране труда;
- при перерыве в работе исполнителя работ более чем на 30 календарных дней — для работ с повышенной опасностью, а для остальных работ — более 60 дней.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников общей специальности. Объем и содержание инструктажа определяются в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, повлекших необходимость его проведения.
Целевой инструктаж проводится с работниками при:
- выполнении разовых работ, не связанных с непосредственными обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, разовые работы за пределами предприятия, цеха и т.п.);
- ликвидации аварии, стихийного бедствия;
- проведении работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы;
- экскурсиях на предприятия.
Целевой инструктаж фиксируется нарядом-допуском или другой документацией, позволяющей проведение работ.
Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственно руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель и т.п.). После проведения инструктажа должен быть проведен устный опрос, а также проверка приобретенных практических навыков безопасных методов труда. Знание проверяет тот, кто проводил инструктаж. О проведении первичного, повторного, внепланового инструктажей, стажировки и допуске к работе лицо, проводившее инструктаж, делает запись в журнал. При этом обязательны подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал. Журналы инструктажей должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью.
Руководитель предприятия обязан выдать работнику экземпляр инструкции по охране трудапо его профессии или вывесить ее на его рабочем месте.
Охрана труда и спецодежда
На работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также моющие и обезвреживающие средства. Работники, привлекаемые к разовым работам, связанным с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий, которые не предусмотрены трудовым договором, должны быть обеспечены указанными средствами.
Работодатель обязан обеспечить за свой счет приобретение, комплектование, выдачу и содержание средств индивидуальной защиты в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда и коллективным договором.
В случае преждевременного износа этих средств не по вине работника работодатель обязан заменить их за свой счет. В случае приобретения работником спецодежды, других средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств за свои средства работодатель обязан компенсировать все расходы на условиях, предусмотренных коллективным договором.
Согласно коллективному договору работодатель может дополнительно, сверх установленных норм, выдавать работнику определенные средства индивидуальной защиты, если фактические условия труда этого работника требуют их применения.
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
За нарушение законодательства об охране труда и невыполнение предписаний (распоряжений) должностных лиц органов исполнительной власти по надзору за охраной труда юридические и физические лица, которые согласно законодательству используют наемный труд, привлекаются органами исполнительной власти по надзору за охраной труда к уплате штрафа в порядке, установленном законом. Уплата штрафа не освобождает юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, от устранения выявленных нарушений в определенные сроки.
Максимальный размер штрафа не может превышать пяти процентов среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год юридического или физического лица, в соответствии с законодательством использует наемный труд.
За нарушение требований о финансировании охраны труда юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, платит штраф из расчета 25 процентов от разницы между расчетной минимальной суммой затрат на охрану труда в отчетном периоде и фактической суммой этих расходов за такой период.
Неуплата или неполная уплата юридическими или физическими лицами, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, штрафа влечет за собой начисление пени на неуплаченную сумму штрафа (его части) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей в период такой неуплаты, за каждый день просрочки.
Привлечение к ответственности должностных лиц и работников за нарушение законов и других нормативно-правовых актов по охране труда осуществляется в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях (ст.41):
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, —
влечет наложение штрафа на работников от четырех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от двадцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан.
Нарушение установленного порядка уведомления (предоставление информации) центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве —
влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд, и на физических лиц, не имеющих статуса предпринимателей и используют наемный труд, от двадцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Читайте также:
- Увольнение с работы
- Выходные и праздничные дни в Украине
- Особенности выплаты пособия по безработице застрахованным лицам в Украине: исчисление стажа и размера
- Несчастный случай: понятие и порядок расследования
- Рабочий день и учет рабочего времени
- Перевод сотрудника
- Ответственность работника
- Стажировка работника на предприятии: условия, порядок оформления и оплаты
- Оплата больничных
- Заработная плата
- Отпуск: ежегодный основной и дополнительный, декретный и другие виды
https://kazlawreview.kz/chenczova-olga/