Сколько стоит упаковать франшизу
Какими договорами оформляется франчайзинг
Два самых распространенных договора для оформления франчайзинговых отношений в России – коммерческой концессии и лицензионный. Понятий же «франчайзинговый договор» и «договор франшизы» не существует – это связано с особенностями законодательства.
Хотя между договором коммерческой концессии и лицензионным много общего, первый предпочтительней, так как помимо передачи комплекса исключительных прав (а не исключительного права на определенный объект интеллектуальной собственности, как во втором случае), он обеспечивает более тесное сотрудничество между франчайзером и франчайзи и большую степень ответственности обеих сторон.
Что называют упаковкой франшизы
Упаковка франшизы – комплект материалов и документов, необходимый для создания и начала продаж франчайзингового предложения. Процесс упаковки (или разработки) непростой и длительный, он включает комплекс маркетинговых и юридических действий, но без этого невозможно создать качественную франчайзинговую сеть.
Зачем нужно создание франшизы
Создание франчайзинговой сети позволит значительно расширить бизнес, распространять товары на большой территории, сделать свой бренд узнаваемым практически повсеместно, используя для развития компании не только свои, но и привлеченные ресурсы.
Примеров, когда франчайзинг способствовал быстрому росту бизнеса, немало. Теоретически, продажа франшизы выгодна для бренда, но только в том случае, если он к ней готов.
«Мы знаем, как упаковать франшизу» – обещания упаковщиков
Многочисленные упаковщики, как специализированные агентства и компании, так и фрилансеры, обещают, что обратившийся к ним клиент:
- Сэкономит время – результат будет получен быстрее, чем при самостоятельной упаковке.
- Качество упаковки будет высоким – специалисты знают, как этого достичь.
- Помимо готового предложения имеет возможность получить помощь в разработке эффективной стратегии продвижения.
Разумеется, воспользоваться услугами специалистов зачастую бывает выгодней, хотя стоимость их услуг может быть высокой, так как уменьшается вероятность того, что франшиза будет нуждаться в доработке. Но при выборе компании не забудьте внимательно изучать отзывы и кейсы.
«Только компетентные специалисты смогут грамотно упаковать вашу франшизу» – предостережения упаковщиков
Хотя профессионалы признают, что самостоятельная упаковка обошлась бы их клиентам намного дешевле, однако они предупреждают о минусах:
- Это займет намного больше времени.
- Предприниматель может не знать всех тонкостей законодательства, консалтинга, маркетинга, продаж и т.п., не изучить всю необходимую информацию и поэтому допустить ошибки.
- Начинающий франчайзер может не учесть всех трудностей и подводных камней франчайзинга, из-за чего франшизу придется дорабатывать или вообще от нее отказаться.
Важно! Некачественное франчайзинговое предложение может не только привести к финансовым потерям, но и ударить по репутации бренда.
Возможна ли самостоятельная упаковка
У большинства решивших расширить свое дело при помощи франчайзинга возникает вопрос: можно ли и как упаковать свой бизнес во франшизу самостоятельно. Да, это возможно.
Но для этого вы должны быть уверены, что силами своей компании справитесь с описанием финансовой модели, определением стратегии франшизы и разработкой ее условий, созданием бренд-бука, составлением договора коммерческой концессии и инструкций для франчайзи, а также с разработкой системы продвижения и продажи франчайзингового предложения.
Рекомендуется предварительно прочитать специальные пособия (они есть и онлайн) или посетить курсы или тренинги.
Что необходимо для упаковки франшизы
Какой бы привлекательной ни казалась мысль о создании собственной франчайзинговой сети, это имеет смысл только в том случае, если:
- компания успешно работает несколько лет, выстроена бизнес-модель, отлажены бизнес-процессы, разработаны стандарты работы;
- есть зарегистрированный торговый знак и уникальное предложение;
- бизнес экономически стабилен и востребован.
Это далеко не все, но основные условия, соответствие которым позволит начать разработку франчайзингового предложения.
Разработка франчайзингового предложения: этапы
- Аудит бизнеса. Продавать франшизу неэффективной модели не имеет смысла. Сначала надо понять, есть ли проблемы и какие, и при необходимости их устранить.
- Разработка концепции франшизы и самого предложения, создание моделей взаимодействия с будущими франчайзи. Необходимо определить цели и задачи, сформулировать, что конкретно будет предлагаться и на каких условиях, каковы будут обязанности сторон, проработать экономическую модель – это и есть концепция франшизы, на основе которой создается предложение. Самое важное – финансовая модель (какие платежи, в каком размере и почему) и бизнес-процессы (как именно стороны будут взаимодействовать на протяжении всего периода сотрудничества, от начала до конца).
- Юридическое оформление. Сюда входят как вопросы регистрации бренда и юридической защиты бизнес-модели, так и подготовка договора, который должен учитывать все нюансы взаимодействия сторон.
- Создание подразделения внутри компании. Необходимо собрать команду специалистов, в том числе юристов и маркетологов, которые будут решать все вопросы франчайзинга, от продвижения и составления договоров до поддержки франчайзи.
- Определение, кому будет продаваться франшиза. Необходимо разработать критерии отбора и требования, предъявляемые потенциальным франчайзи.
- Создания франчайзингового пакета. Пакет франшиз – это вся необходимая документация, материалы и инструкции, в том числе бизнес-план и юридические документы.
- Разработка непосредственно предложения, предназначенного для презентации потенциальным франчайзи. Из него должно быть понятно, что именно продается и в чем преимущества покупки.
- Продвижение. Чтобы о предложении узнали, о нем необходимо рассказать. Это можно сделать на своем корпоративном сайте, в каталогах и на выставках франшиз, при помощи соцсетей или контекстной рекламы.
- Начало продаж. Это может быть не последним этапом. Бывает, что в процессе сотрудничества с франчайзи становится очевидно, что франшизу необходимо доработать.
Важно! Не рекомендуется продавать франшизу всем желающим. Из-за плохой работы франчайзи можно потерять лояльных клиентов.
Что лучше: упаковать франшизу самому или воспользоваться услугами специалистов
Плюсы и минусы есть в каждом варианте. С одной стороны, предприниматель знает все тонкости своего бизнеса, он не ограничен во времени и может без спешки упаковать свою франшизу. С другой – у специалистов большой опыт, они знакомы со всеми нюансами, могут предвидеть возможные сложности; кроме того, создание франшизы под ключ – не единственная предлагаемая услуга, можно получить содействие и в ее последующих продажах. Вопрос только в том, сколько это будет стоить – самостоятельная разработка обойдется значительно дешевле.
Проблемы могут возникнуть в обоих случаях. Обращаясь к специалистам, не забудьте ознакомиться с их портфолио, каких бы гарантий они вам не давали. Разрабатывая франчайзинговое предложение самостоятельно, постарайтесь не допустить ошибок.
Частые ошибки
- Не проводится анализ региональных рынков, в первую очередь, спрос на товары и/или услуги и уровень конкуренции. Бизнес, успешный в одних регионах, может быть провальным в других.
- Не выполняется первый этап – аудит бизнеса. Соответственно, не выявляются и не устраняются возможные проблемы.
- Не разрабатываются требования к франчайзи, не ведется их отбор.
- Не определяется порядок взаимодействия с франчайзи, не оказывается должная поддержка, не ведется контроль. Франчайзер отвечает за работу каждой точки своей сети – об этом нельзя забывать.
- Не уделяется должного внимания юридическим вопросам. Используется стандартный договор с плохо прописанными правами и обязанностями, товарный знак и бизнес-модель не защищены.
Масштабировать бизнес путем создания франчайзинговой сети, а не открытия собственных филиалов и точек, зачастую проще и выгоднее. Но процессу подготовки необходимо уделить особое внимание – только в этом случае можно надеяться на хороший результат.
https://franchiser.ru/articles/information/382-upakovka