Кейс Русфинанс Банка: Как мы переводили SCRUM в онлайн и что из этого получилось

Кейс Русфинанс Банка: Как мы переводили SCRUM в онлайн и что из этого получилось

Русфинанс Банк — это лидер по автокредитованию в России (по версии Frank RG), который входит в международную группу Société Générale. С одной стороны, мы можем смотреть на опыт разных стран, применять инструменты, которые используют наши коллеги не только во Франции, но по всему миру, с другой — для нас разработка и запуск любого нового ИТ-продукта, сервиса и даже фичи — это всегда челлендж, в том числе связанный с разными уровнями согласования проектов.

В своё время, в попытке сократить time-to-market, нам удалось попробовать и внедрить разные Agile-практики. Что ожидаемо, самой жизнеспособной из них оказался SCRUM.

В начале 2020 года мы начали масштабировать SCRUM, изучили фреймфорк LeSS и выстроили процессы взаимодействия офлайн, но пандемия внесла свои коррективы: в марте нас перевели на удалённый формат работы. Пришлось всё экстренно перестраивать.

Под катом мы расскажем о том, какие задачи нам пришлось решить, как в этом нам помогли инструменты SCRUM и LeSS и что из этого получилось.

Снижение офлайн-продаж

Конечно, пандемия повлияла на показатели бизнеса. Дилерские центры, в которые клиенты приходили приобретать автомобиль в кредит, закрылись, и наши продажи снизились.

Но времени переживать не было: чтобы нарастить бизнес и помочь партнёрам, мы перевели взаимодействие с клиентом в онлайн.

Переход в онлайн за один день?

В начале (назовём это время «до пандемии») вся команда сидела вместе, на стене висела физическая доска с задачами, а планирование и ретроспектива проходили в кабинете «при закрытых дверях». Мы просто старались следовать AGILE Манифесту и SCRUM Гайду.

Но со временем команда начала разрастаться. К нашей московской development team присоединились ребята, находящиеся в Самаре. Это внесло некоторые коррективы в устоявшийся мир и подтолкнуло изобретать обходные пути. Так, мы стали чаще использовать видео-конференции и Skype for Business, а для проведения daily поставили возле физической доски веб-камеру. Но даже несмотря на то, что команда была распределена между Москвой и Самарой, она, по сути, оставалась офлайн.

У нас была возможность вешать правила взаимодействия, которые были на виду и помогали в работе (например, правила проведения планирования, daily, грумминга, ретро). Каждый мог обратить на них внимание.

В онлайне этого не было, и нам пришлось искать другие подходы к использованию лучших практик/инструментов.

ИТ-подразделение совсем не Flex

Оказалось, что это не такой уж и тривиальный процесс. Банк активно и давно вёл работы по переходу на Flex-офис, что позволило большинству уйти в онлайн безболезненно. Но ИТ — это отдельный мир: нам сложно взять тоненький ультрабук на 13” и уйти работать в кафе, нам нужны мощные производительные компьютеры, мониторы с большой диагональю и, желательно, в количестве не менее двух штук.

Читать статью  Военкомат не замечает бронь: что делать, если мобилизуют, вопреки всему?

Что уж говорить про возможность удалённо подключаться к серверам — информационная безопасность в любом банке максимально важна, но это требует дополнительных согласований, настроек, использования криптографии и так далее.

Ну и, конечно, нельзя опустить человеческий фактор. Да, ИТ-специалисты любят посидеть в тишине, большинство из них были рады возможности работать из дома, сидя в комфортных для себя условиях, но личная коммуникация — это то, чего сильно не хватает. Вопросы, которые раньше можно было легко решить, обменявшись парой слов с коллегой, в формате общения через Skype, Slack решать стало сложнее.

Например, как передавать и брать слово, как модерировать беседу с таким количеством участников? В офлайне это происходило органично, так как все видели друг друга, а в онлайне мы моментально потеряли всю невербалику.

Для решения проблемы с модерацией мы предложили следующее: каждый из сотрудников по очереди (на два дня) становился ведущим на daily scrum. Таким образом, все могли прочувствовать всю сложность коммуникации «с другой стороны» и понять, как лучше вести себя на онлайн-обсуждениях, чтобы всем участникам было комфортно.

Кроме того, мы решили проблему «тишины»: когда непонятно, кто должен отвечать на вопрос, обращённый к команде в целом (команда более чем на 50 процентов состояла из новых сотрудников, которые определённо сталкивались с дискомфортом в таких ситуациях). В этом случае модератор обращался по имени к одному из участников и спрашивал его мнение. Таким образом и «старички» не перетягивали на себя одеяло при принятии решений, и новые сотрудники могли высказываться в комфортном для себя режиме.

И наоборот: мы предложили «стоп-слово», которое останавливает затянувшуюся и ушедшую от темы дискуссию. Когда кто-то произносит «фалафель», все должны замолчать, запарковать вопрос, который требует дальнейшего отдельного обсуждения, и вернуться к теме встречи.

Плавный переход в «полный онлайн»

Переход в «полный онлайн» у нас начался достаточно плавно: сначала все встречи, которые оставались очными, мы увели в онлайн — планирование, daily, грумминг, ревью спринта, ретроспектива. Вся коммуникация пошла через Skype for Business (к счастью, в банке он был внедрён достаточно давно).

Далее встал вопрос о том, что делать с физической доской. Достаточно быстро мы пришли к решению, что JIRA вполне позволяет сделать онлайн-доску со схожей визуализацией без особых сложностей. Это решение было на поверхности, поскольку JIRA мы используем давно для ведения Product Backlog и Sprint Backlog. Перемещение стикеров из WIP в DONE для общего удобства на себя брал ведущий, который и транслировал доску в Skype for Business.

Читать статью  Антициклическая надбавка: ЦБ будет замедлять кредитование с помощью новой меры

Ретроспектива

Самым сложным, наверное, оказалось перевести в онлайн ретроспективу. В мире «до пандемии» проведение ретроспективы было целым ритуалом — заранее подготовленные упражнения, отрисованные флипы, купленные пончики/пицца/сладости — был огромный простор для фантазии. Мы пытались использовать всё, чтобы поддерживать в команде здоровую и дружескую атмосферу. Поэтому при переходе в онлайн оказалось, что инструментов для подобного SCRUM-мероприятия не так уж много. Мы перепробовали много инструментов: и IdeaBoardz, и Miro, и Mural, и FunRetro, и некоторые другие.

В итоге остановились на TeamRetro. Это удобная площадка с возможностью отправки итогов ретро на почту или в нужный канал в Slack, а также, с прочими фишками и «плюшками». Функционал действительно похож на многие другие платформы, но дело в нюансах, которые существенно упрощают работу: проведение голосований, подготовка карточек, механизм автоматической группировки. В общем, нам понравилось.

Общение с партнёрами

Кстати, про Slack: с уходом в «полный онлайн» этот канал коммуникации для нас обрёл вторую жизнь. Мы подключили в него наших партнёров для обсуждения и оперативного решения вопросов, а также другие команды, которые вместе с нами работают над одним продуктом в рамках LeSS, и пересмотрели структуру каналов, чтобы не перемешивать вопросы бизнеса с вопросами разработки или окружений.

С партнёрами также пришлось искать инструменты взаимодействия: Trello — для разбора багов и доработок на стороне партнёра, Slack — для оперативного взаимодействия и ответа на вопросы 24/7, ZOOM, Skype — для проведения встреч.

Все доработки и баги на стороне партнёра/подрядчика мы заводим в Trello, чтобы мониторить их статусы. У нас 8 колонок: «Новое», «В процессе», «Готово», «Тест», «Ожидание прод», «Прод», «Завершено (не требует выноса)», «Hold». Данные статусы позволяют отслеживать, где сейчас находится задача, а также своевременно заявлять о новых инцидентах. Доступ в Trello есть и у нас, и у партнёра, в случае изменения статуса на почту приходит уведомление.

С переходом в онлайн бизнес-аналитикам стало сложнее собирать информацию. Не всегда было легко договориться о скайп-встрече, а переписка по почте занимала слишком много времени. В итоге, процесс получения данных стал менее оперативным и начал занимать больше времени, чем в офлайне.

Пришлось вводить регулярные Zoom и Skype-конференции с конечными пользователями, с нашими клиентами (в данном случае автодилерами). Они шарили с нами экраны компьютеров, наглядно поясняли, в чём у них проблемы. Исходя из полученных объяснений бизнес-аналитики делали выводы и выстраивали бизнес-процессы.

Разработка онлайн и разделение на команды

При переходе в онлайн необходимо было чётко разделять истории в Product Backlog и Sprint Backlog. Поэтому мы приняли решение разделить работу с историей на фазы «Discovery», «Delivery», «On Prod».

Это пример фазы «Discovery», выполненной в спринте. По результатам данного этапа принимается решение, нужно ли идти в «Delivery» или оставить идею нереализованной.
В масштабируемом SCRUM (LeSS) нужна согласованная работа нескольких команд над одним продуктом, а именно — сервисом автокредитования. Проверка гипотез, разработка и оптимизация настолько большого количества фич просто невозможна силами одной команды. Четыре Scrum-команды фактически формировались онлайн во время пандемии, но это тоже отдельная история.

Читать статью  ГК "Дамате" будет собственником имущества "Донстара" по производству мяса утки

Все команды работают над продуктом Car Loan (Автокредит). Онлайн-заявка — это одна из его фич. Команды занимаются разработкой API для интеграции с ПО/CRM партнёров для получения заявок и оформления кредитных сделок, разработкой и внедрением новых услуг и сервисов для клиентов (например, «Пролонгация КАСКО онлайн», «Сниженная ставка по онлайн кредитованию»), интеграцией с внешними системами для оптимизации процесса заполнения данных клиентом, например, с сервисом ЕСИА. Все задачи направлены на увеличение воронки заявок и конверсии заявок в кредиты. У команд стоят общие коммерческие KPI, поэтому каждый заинтересован делать то, что принесёт результат.

Команды работают не только над новыми фичами и улучшением процесса, но и постоянно вносят изменения в уже реализованные доработки, исправляя баги как с «Прода», так и с «Теста».

Результаты работы в онлайн за 3+ месяца

Тестирование

В команде тестирования приоритеты переключились на задачи из-за возросших темпов разработки онлайн-сервисов. В связи с этим в начале пандемии возник небольшой аврал, но потом нагрузка выровнялась.

В целом во время пандемии количество задач существенно не изменилась, но появилась возможность распределить нагрузку в течение дня. Например, работать с более крупными перерывами, растягивая рабочий день.

Разработка

Оценить свою производительность нам было достаточно сложно. Изначально у нас в команде разработки было всего пять человек. Точнее, даже четыре с половиной, так как один участник был частично загружен административными вопросами.

За три месяца мы набрали ещё пять человек — поэтому сравнение результатов «до» и «после» нужно проводить с учётом как увеличения численности участников команд, так и времени, затраченного на их обучение, адаптацию и погружение в новых условиях.

Но у нас есть хорошая метрика под названием «достижение целей спринта». Раньше (где-то до июня) мы успешно справлялись лишь с одной из трёх запланированных целей, а за июль достигли процентов 90.

Ещё один важный показатель — решение задач, связанных с покрытием технического долга: рефакторинг, исправление неоптимальной реализации и так далее. Если команда перегружена, времени на это выделять не удаётся, и всё откладывается в долгий ящик.

У нас за последние полтора-два месяца получилось решить немало таких задач: мы много где отказались от legacy и даже смогли кое-что полностью переписать, применив новые технологии (например, React).

За 5 месяцев до пандемии мы сделали 146 историй/задач/багов. За 3 месяца в изоляции сделали 198 историй/задач/багов. С уходом в онлайн команда не только не потеряла в эффективности, а наоборот, стала ещё более собранной и производительной.

  • Блог компании Росбанк
  • Управление проектами
  • Agile

https://habr.com/ru/companies/rosbank/articles/514478/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *