Крах фондового рынка 1987 года

Крах фондового рынка 1987 года

  • 02.11.17
  • Andrey Shvalbe
  • 7 мин чтения
  • 0 комментариев
  • 1862

«Я бы сейчас вынул немного денег из рынка, потому что … есть явные признаки безудержного оптимизма» – менеджер фонда Габелли Лоуренс Хэверти

Когда фондовый рынок потерпел крах 19 октября 1987 года, инвесторы впали в панику. Это было незнакомое событие – предыдущее снижение аналогичной величины произошло 58 лет назад, в 1929 году.

Теперь, спустя 30 лет после Черного Понедельника в 1987 году, есть действующие профессиональные инвесторы, которые пережили этот роковой день. В интервью трое из них рассказали об их опыте, предупреждающих знаках и дали рекомендации о том, как справляться с крупными спадами.

  • Льюис Альтфест, президент Altfest Personal Wealth Management, который управляет около 1,3 миллиардами долларов частных клиентов. Altfest основал фирму в 1983 году после того, как работал генеральным партнером и директором по исследованиям в Lord, Abbett & Co.
  • Брайан МакМахон (Brian McMahon), главный инвестиционный директор Thornburg Investment Management, один из управляющих фондом в размере $ 2.5 млрд. Thorburg Global Opportunities Fund THOAX, а также инвестиционным фондом Thornburg Tivax в размере $ 16 млрд. TIBAX. В октябре 1987 года МакМахон управлял фондом облигаций Thornburg’s laddered maturity bond.
  • Лоуренс Хаверти (Lorrence Haverty), управляющий портфелем в размере 231 млн. $ фонда Gabelli Multi-Media Trust GGT. В октябре 1987 года Хэверти совместно управлял Putnam Growth Fund и Putnam Convertible Fund, которые имели суммарные активы в размере около 2 млрд. $.

Во-первых, давайте взглянем на график, показывающий индекс DIA Jones Industrial Average DJIA с 1987 по 1989 год:

Dow упал на 4% в пятницу, 16 октября 1987 года, а затем обвалился на 23% в черный понедельник.

Было много факторов, способствующих тому, что было беспрецедентным событием для почти всех участников Уолл-стрит. Они включали 44% -ный взлет индекса Dow с конца 1986 по 25 августа 1987 года.

Этот скачок был частично вызван законом о налоговой реформе 1986 года. Долгосрочные процентные ставки быстро росли, что подпитывало атмосферу неопределенности. По словам МакМахона, дикая продажа в Черный Понедельник была во многом обусловлена использованием так называемого “портфельного страхования”, когда преимущественно срабатывали стоп-ордера.

На Нью-Йоркской фондовой бирже теперь есть «автоматические выключатели», чтобы временно приостановить торговлю в дни крупных спадов. Но эти меры не предотвращают падение за несколько торговых сессий.

Вступление в черный понедельник

“Когда мои клиенты нервничают, они звонят” – сказал Альтфест.

Итак, после 16 октября 1987 года, упав духом, он отправился в свой офис на следующий день, в субботу, чтобы быть доступным для своих клиентов. Он пытался удержать их от паники, но в период рыночных потрясений воспоминания коротки, и люди теряют веру в способность рынка восстанавливаться и устанавливать новые рекорды.

«Многие просто вышли и подождали, пока рынок не восстановится, прежде чем вернуться обратно. Так что падение обернулось не очень хорошо для них», – сказал Альтфест.

Charles Schwab Corp. начала принимать заказы клиентов по выходным дням, которые будут исполнены в понедельник. “Я позвонил им и сказал, что хочу знать отношение заказов на покупку к продаже. Продажи были … может быть, 12 к 1. Таким образом, я поставил ордера в расчете на 8%-ное падение рынка” – сказал Альтфест.

Альтфест остался с большим количеством наличных денег после того, как Dow упал на 8% в начале Черного Понедельника. Он не мог знать, что рынок упадет еще на 15% в тот же день, но сказал: «в конце концов я был в восторге» после того, как рынок восстановился.

Черный Понедельник также грубо обошелся с инвесторами облигаций. По данным Федерального резерва, резкий скачок доходности 30-летних казначейских облигаций США привел к цифре 9,61% на 1 октября 1987 года по сравнению с 7,39% в начале этого же года.

«Сегодня, если ставки по облигациям вырастут [на аналогичное значение], это, вероятно, приведет к содроганию фондовых рынков. Таким образом, мы вышли из 1986 и большей части 1987 года с довольно большим энтузиазмом к акциям», – сказал МакМахон.

«Тогда я не управлял деньгами, но люди продавали все, что могли продать. В моем случае мы смогли выгодно купить муниципальные облигации», – сказал МакМахон.

Читать статью  Аналитик – обзор профессии

Хэверти цитирует своего коллегу, который сказал, что “более высокие процентные ставки работают”, что означает, что растущие ставки могут подавить перегретую экономику и инфляцию, но “в конечном счете более высокие процентные ставки вызовут проблемы”, – сказал он.

рыночные пузыри

Хэверти отметил, что октябрь 1987 года был частью «Милкенской эры», когда Майкл Милкен и Дрексель Бернэм Ламберт воспользовались интересом инвесторов к высокой доходности и стали пионерами в области высокодоходных долговых ценных бумаг.

«Когда я перенял конвертируемый фонд в 1984 году, у него было 200 миллионов долларов активов, и мы выросли до более чем миллиарда с половиной долларов [в 1987 году], что было огромной суммой в небольшом классе активов в тот момент, – сказал Хэверти.

Он увидел явные признаки того, что рынок конвертируемых облигаций перегрелся, началом чему послужило октябрьское крушение. «Либо у вас есть хорошие компании, выпускающие конвертируемые облигации по “абсурдной” цене, либо вы получаете “абсурдные” компании, выпускающие конвертируемые облигации по высоким ценам», – сказал он.

В начале вторника, на следующий день после Черного Понедельника, Хэверти «чувствовал себя очень комфортно» после того, как Федеральная резервная система сделала «мощное заявление» перед открытием рынка. Он сказал, что выражает свою новообретенную уверенность, описывая решение о покупке акций Caesars World (теперь Caesars Entertainment Corp. CZR) во вторник перед начальством в Патнэме, что в конечном итоге привело к его увольнению в декабре 1987.

“У меня до сих пор нет никого, кто мог бы возразить, что я был первым профессионалом, уволенным в результате крушения”, сказал он. Однако история имела счастливый конец. Получив в декабре выходное пособие, Хэверти купил акции Caesars World для себя и увеличил свои инвестиции в 10 раз.

Предупреждающие знаки на сегодняшнем рынке

«Я думаю, что рынок облигаций, как правило, переоценен, поэтому меня не удивило бы, если бы мы увидели повышение процентной ставки и расширения спредов по корпоративному кредиту», – сказал МакМахон. Наряду с планом Федеральной резервной системы по сокращению инвестиций в ценные бумаги на 30 млрд. $ в месяц, возможный законопроект о реформе налогов убедит инвесторов, что экономика будет нагреваться, приводя к повышению процентных ставок и снижению цен на облигации. Более высокие процентные ставки обычно означают большую волатильность для акций.

«Я думаю, что по отношению к нормам на рынке есть еще 20%», – сказал Альтфест.

Он дал понять, что он не предсказывает немедленного снижения и что текущий рынок отличается от 1987 года, а также от технологического пузыря конца 1990-х годов и докризисного климата 2007 года.

Хэвертирует оценки некоторых акций как серьезные предупреждающие признаки для здоровья рынка.

«Я работаю в медиа-сфере и могу совершенно ошибаться в отношении Amazon и Netflix», – сказал он. «Но люди платят многократные денежные потоки для тех предприятий, которые в основном бросают вызов основным законам бизнеса».

По состоянию на конец вторника, акции Amazon.com Inc. AMZN торгуются в 127 раз дороже по сравнению с прогнозом прибыли среди аналитиков, опрошенных FactSet, а Netflix Inc. NFLX торгуются в 89 раз выше расчетного на 2018 год коэффициента EPS.

На диаграмме ниже показано, как отношение цены к скользящему 12-месячному доходу изменилось для S&P 500 Index SPX с 1999 года:

Таким образом, оценки значительно выросли во время бычьего рынка, который начался в марте 2009 года. Но мы нигде не приближаемся к уровням марта 2000 года, когда компании из S&P 500 торговались за взвешенную прибыль в 30,5 раз, согласно FactSet.

Хэверти сказал, что «безумные поиски прибыли инвесторов» после стольких лет очень низких процентных ставок были характернейшим предупреждающим знаком для рынка.

Совет для инвесторов

«Я бы сказал, если люди подвергаются воздействию на границе эффективности рынка облигаций, чтобы добиться определенной выгоды», – сказал МакМахон.

Альтфест советует инвесторам «посмотреть, делают ли компании, в которые они вкладывают капитал, деньги и насколько высок коэффициент P/E». Затем, если рынок сильно упадет, «сделайте глубокий вдох и выйдите на улицу», – сказал он.

Другими словами, имейте в виду, что фондовый рынок всегда оправлялся от сбоев. Если вы хотите угадать время входа на рынок, существует опасность, что вы будете слишком долго ждать, пока рынок не восстановится, прежде чем вы вернетесь обратно. Вы упустите возможности и, возможно, даже вернетесь на более высоком уровне, чем рынок был при продаже. История показывает, что что для большинства непрофессионалов лучше воздержаться от продаж в панику.

Читать статью  Что такое фундаментальный анализ: Основы фундаментального анализа фондового рынка и форекс: что это, как проводить, методы и виды

Хэверти сказал, что, несмотря на то, что оценка акций очень высока, он почти 100% инвестирует в акции. Но когда его спросили, что бы он сделал прямо сейчас, если был непрофессиональным инвестором, он сказал: «Я бы сейчас вынул немного денег из рынка, потому что … есть явные признаки безудержного оптимизма».

Великая депрессия: как США потерпели худший экономический крах в истории

На календаре 2023 год, а в США снова заговорили о Великой депрессии. Так, экс-президент Дональд Трамп предсказал штатам повторение истории:

Великая депрессия: как США потерпели худший экономический крах в истории

«Исходя из того, что происходит с нашей экономикой <. >, Джо Байден станет Гербертом Гувером (американский президент с 1929 по 1933 год — прим. ред.) современной эпохи. У нас будет Великая депрессия, гораздо сильнее, чем в 1929 году. В доказательство [моим словам] банки уже начали банкротиться», — написал он в своих соцсетях.

Действительно, во всей Америке после закрытия двух крупных американских банков возникла паника — в СМИ заговорили об угрозе системного кризиса и экономическом крахе страны, как уже было в истории. «Рамблер» расскажет о Великой депрессии, которая настигла Штаты в 30-х годах.

Великая депрессия была худшим экономическим спадом в истории промышленно развитых стран, длившимся с 1929 по 1939 год. Она началась после краха фондового рынка в октябре 1929 года, который вызвал панику на Уолл-стрит и уничтожил миллионы инвесторов. В течение следующих нескольких лет потребительские расходы и инвестиции сократились, что привело к резкому сокращению промышленного производства и занятости, поскольку обанкротившиеся компании увольняли рабочих. К 1933 году, когда Великая депрессия достигла своего апогея, около 15 миллионов американцев остались без работы, а почти половина банков страны обанкротилась.

Что вызвало Великую депрессию

На протяжении 1920-х годов экономика США быстро росла, а общее богатство страны более чем удвоилось в период с 1920 по 1929 год, период, получивший название «Ревущие двадцатые».

Фондовый рынок, сосредоточенный на Нью-Йоркской фондовой бирже на Уолл-стрит в Нью-Йорке , был ареной безрассудных спекуляций, где все, от магнатов-миллионеров до поваров и уборщиков, вкладывали свои сбережения в акции. В результате фондовый рынок быстро расширился, достигнув своего пика в августе 1929 года.

К тому времени производство уже сократилось, а безработица выросла, в результате чего цены на акции намного превышали их фактическую стоимость. Кроме того, заработная плата в то время была низкой, потребительская задолженность росла, сельскохозяйственный сектор экономики испытывал трудности из-за засухи и падения цен на продукты питания, а у банков был избыток крупных кредитов, которые невозможно было погасить.

Летом 1929 года американская экономика вступила в легкую рецессию, поскольку потребительские расходы замедлились, а непроданные товары начали накапливаться, что, в свою очередь, замедлило фабричное производство. Тем не менее, цены на акции продолжали расти и к осени того же года достигли стратосферного уровня, который нельзя было оправдать ожидаемыми будущими доходами.

Крах фондового рынка 1929 года

24 октября 1929 года, когда нервничающие инвесторы начали массово продавать акции по завышенным ценам, наконец произошел крах фондового рынка , которого некоторые опасались. В тот день, известный как «черный четверг», было продано рекордное количество акций — 12,9 млн.

Пять дней спустя, 29 октября или в «черный вторник», было продано около 16 миллионов акций после очередной волны паники, охватившей Уолл-стрит. Миллионы акций оказались бесполезными, а те инвесторы, которые купили акции «на марже» (на заемные деньги), были полностью уничтожены.

Когда после краха фондового рынка доверие потребителей исчезло, спад расходов и инвестиций заставил фабрики и другие предприятия замедлить производство и начать увольнять своих рабочих. У тех, кому посчастливилось остаться на работе, заработная плата упала, а покупательная способность уменьшилась.

Многие американцы, вынужденные покупать в кредит, влезли в долги, а количество обращений взысканий и изъятий неуклонно росло. Глобальная приверженность золотому стандарту , который объединил страны всего мира в обмене фиксированной валюты, помогла распространить экономические беды из Соединенных Штатов по всему миру, особенно в Европе.

Набеги на банки и администрация Гувера

Несмотря на заверения президента Герберта Гувера и других лидеров в том, что кризис закончится, в следующие три года ситуация продолжала ухудшаться. К 1930 году 4 миллиона американцев, ищущих работу, не смогли ее найти; это число возросло до 6 миллионов в 1931 году.

Между тем промышленное производство в стране сократилось вдвое. Очереди за хлебом, бесплатные столовые и растущее число бездомных становились все более и более обычным явлением в больших и малых городах Америки. Фермеры не могли позволить себе собрать урожай и были вынуждены оставить его гнить на полях, в то время как люди в других местах голодали. В 1930 году сильные засухи на Южных равнинах принесли сильные ветры и пыль из Техаса в Небраску, убив людей, домашний скот и посевы. « Пыльная чаша » вызвала массовую миграцию людей с сельхозугодий в города в поисках работы.

Осенью 1930 года началась первая из четырех волн банковской паники, поскольку большое количество инвесторов потеряли уверенность в платежеспособности своих банков и потребовали депозиты наличными, что вынудило банки ликвидировать кредиты, чтобы пополнить свои недостаточные наличные резервы. .

Весной и осенью 1931 года, а также осенью 1932 года Соединенные Штаты снова охватили массовые изъятия банков, и к началу 1933 года тысячи банков закрылись.

Перед лицом этой ужасной ситуации администрация Гувера попыталась поддержать обанкротившиеся банки и другие учреждения с помощью государственных займов; Идея заключалась в том, что банки, в свою очередь, будут кредитовать предприятия, которые смогут снова нанять своих сотрудников.

Рузвельт у власти

Гувер, республиканец, ранее занимавший пост министра торговли США, считал, что правительство не должно напрямую вмешиваться в экономику и что оно не несет ответственности за создание рабочих мест или предоставление экономической помощи своим гражданам.

Однако в 1932 году, когда страна погрязла в пучине Великой депрессии и около 15 миллионов человек остались без работы, демократ Франклин Д. Рузвельт одержал сокрушительную победу на президентских выборах.

Ко дню инаугурации (4 марта 1933 г.) каждый штат США приказал закрыть все оставшиеся банки в конце четвертой волны банковской паники, а у Министерства финансов США не было достаточно наличных денег, чтобы заплатить всем государственным служащим. Тем не менее Рузвельт (как его называли) излучал спокойную энергию и оптимизм, лихо заявляя, что «единственное, чего нам следует бояться, — это самого страха».

Рузвельт предпринял немедленные действия для решения экономических проблем страны, сначала объявив четырехдневные «банковские каникулы», во время которых все банки будут закрыты, чтобы Конгресс мог принять закон о реформе и вновь открыть те банки, которые были признаны надежными. Он также начал обращаться к публике напрямую по радио в серии выступлений, и эти так называемые « беседы у камина » во многом способствовали восстановлению общественного доверия.

В течение первых 100 дней пребывания Рузвельта у власти его администрация приняла закон, направленный на стабилизацию промышленного и сельскохозяйственного производства, создание рабочих мест и стимулирование восстановления.

Кроме того, Рузвельт стремился реформировать финансовую систему, создав Федеральную корпорацию страхования депозитов ( FDIC ) для защиты счетов вкладчиков и Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) для регулирования фондового рынка и предотвращения злоупотреблений, подобных тем, которые привели к 1929 г. крушение.

Новый курс

Среди программ и учреждений Нового курса, которые помогли восстановиться после Великой депрессии, были Управление долины Теннесси (TVA) , которое построило плотины и гидроэлектростанции для борьбы с наводнениями и обеспечения электроэнергией обедневшего региона долины Теннесси , и Works Progress . Администрация (WPA) , программа постоянных рабочих мест, в которой было занято 8,5 миллионов человек с 1935 по 1943 год.

Когда началась Великая депрессия, Соединенные Штаты были единственной промышленно развитой страной в мире, не имеющей какой-либо формы страхования по безработице или социального обеспечения. В 1935 году Конгресс принял Закон о социальном обеспечении , который впервые предоставил американцам пособия по безработице, инвалидности и пенсии по старости.

После первых признаков восстановления, начавшихся весной 1933 года, экономика продолжала улучшаться в течение следующих трех лет, в течение которых реальный ВВП (с поправкой на инфляцию) рос в среднем на 9 процентов в год.

В 1937 году разразилась резкая рецессия, отчасти вызванная решением Федеральной резервной системы увеличить свои требования к деньгам в резервах. Хотя в 1938 году экономика снова начала улучшаться, этот второй серьезный спад свел на нет многие успехи в производстве и занятости и продлил последствия Великой депрессии до конца десятилетия.

Трудности эпохи депрессии подпитывали рост экстремистских политических движений в различных европейских странах, в первую очередь нацистского режима Адольфа Гитлера в Германии. Немецкая агрессия привела к развязыванию войны в Европе в 1939 году, и ВПА обратила свое внимание на укрепление военной инфраструктуры Соединенных Штатов, даже когда страна сохраняла свой нейтралитет.

https://investprofit.info/1987-stock-market-crash/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *