Правовые акты регулирующие инвестиции рф
Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности
Один из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат, является существующая система законодательства, определяющая особенности инвестиционной деятельности.
Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике нуждается в государственном регулировании потому, что инвестиционная деятельность, как и экономика, подвергается реформированию.
Государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:
- 1) посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;
- 2) посредством прямого управления государственными инвестициями;
- 3) принятием государственных инвестиционных программ;
- 4) посредством особого регулирования государственной деятельности. [19]
Экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности являются:
- * налогообложение;
- * участие государственных органов в инвестиционной деятельности;
- * создание свободных экономических зон;
- * распределение и перераспределение финансовых ресурсов;
- * кредитно-финансовый механизм (предоставление кредитов).
Действующие законодательные и подзаконные акты можно классифицировать по различным признакам, однако наиболее важной является классификация по задачам и объему правового регулирования. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
В первую группу входят: комплексные законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы, и общие положения правового регулирования на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов.К таким актам относятся:
- 1. Гражданский Кодекс РФ
- 2. Законодательные акты в сфере приватизации;
- 3. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах»; «О государственном регулирований внешнеторговой деятельности»; [5,6,]
- 4. Правовые акты Президента РФ, указы Президента.
- 5. Правовые акты Правительства РФ.
Во вторую группу правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, входят предметные или рамочные законодательные или подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима, инвестиционной деятельности или ее конкретных организациях и правовых форм. [17]
Основополагающее значение для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса в России имеют следующие законы:
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»(в ред. ФЗ от 12.12.2011 N 427-ФЗ)
Данный закон устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений для всех форм собственности; дан понятийный аппарат, раскрываются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, излагается государственное регулирование инвестиционной деятельности — в форме капитальных вложений, определены государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений, изложены основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности,осуществляемой в форме капитальных вложений, заключается в следующем:
- * совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- * установление субъектами инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- * защита интересов инвесторов;
- * предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
- * создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов, устанавливающих рейтинговые оценки субъектов инвестиционнойдеятельности;
- * принятие антимонопольных мер;
- * развитие финансового лизинга в РФ;
- *проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- *создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности инвестиционных фондов.
С другой стороны, в законе рассмотрено прямое государственноерегулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- * разработки, утверждения и финансирования инвестиционныхпроектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемыхза счет средств федерального бюджета;
- * формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
- * размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
- * проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
- * вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.[1]
- 2. Федеральный закон от 9июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»(в ред. ФЗ от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
Настоящий федеральный закон определяет основные гарантииправ иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от нихдоходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.Кроме того, он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии,управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствияправового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
Данный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, в некоммерческие организациидля достижения общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной.[2]
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ «О банках и банковской деятельности»
В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций, банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.[3]
Последнее время на федеральном уровне проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиции не регулируется законодательными актами, в связи, с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовки и принятию соответствующих актов.
Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования — с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
По форме и юридической силе:
законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;
правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).
По характеру правового регулирования — вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:
административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений.
Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:
Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);
постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.
Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.
В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран — в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).
Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции.
2.1 Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования — с другой. Действующие законодательные и подзаконные акты, составляющие общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности, можно классифицировать по различным признакам, однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы [18, с 25-30].
В первую группу входят так называемые комплексные законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории РФ отечественных и зарубежных инвесторов либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства.
К таким актам относятся:
Гражданский кодекс РФ. Законодательные акты в сфере приватизации. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах». Система отраслевых актов налогового законодательства. Федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», Закон «О недрах». Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного законодательства, а также некоторые другие законодательные акты.
Правовые акты Президента РФ (например, Указы «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» и др.).
Правовые акты Правительства РФ (например, постановления о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах и т.д.), некоторые акты Центрального банка РФ и отдельные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Вторую группу правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, составляют предметные или рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в РФ.
К таким актам относятся, прежде всего, Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О соглашениях о разделе продукции» и некоторые другие законодательные акты, а также правовые акты Президента РФ (например, Указы «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» и др.), правовые акты Правительства РФ (например, постановления «Об утверждении Положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений», «О порядке определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд» и др.) и отдельные ведомственные нормативные акты Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ и т.д.
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
— Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999.
— Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999.
— Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12 1995.
— Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.03.1993.
— Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» от 25.01.1995.
— Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997.
— Постановление правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» от 29.09.1994 (в ред. от 20.08.1997).
Регулирование на национальном, внутригосударственном уровне тесно связано с регулированием на международном уровне. Поэтому наряду с внутренним инвестиционным законодательством иностранные инвестиции регулируются также через заключение международных договоров. По данным центра ООН по транснациональным корпорациям, по состоянию на 31 декабря 1997г. было заключено 265 международных договоров по вопросам инвестиций. Нормы международных договоров пользуются приоритетом перед нормами внутреннего законодательства. В ст.5 закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» закреплено положение, что «если международным договором, действующим на территории РСФСР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РСФСР, применяются правила международного договора».
Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений могут быть двусторонними и многосторонними (примером является Сеульская конвенция). Наряду с определением понятия инвестиций такие соглашения включают четыре основные обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся государства обязуются создавать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственно переводить свои доходы. Государства соглашаются также на рассмотрение споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международном арбитраже.
Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, которые призваны обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски, которые они несут в связи с капиталовложениями в других странах.
Одним из таких соглашений является Сеульская конвенция 1985г., вступившая в силу 12 апреля 1988 г. Еще одно широко применяемое в настоящее время многосторонне соглашение — Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, которая подписана 18 марта 1965г. и вступила в силу 14 октября 1966 г.
Правовая государственность и правовая защита:
Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.
— Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.
— Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов — указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.
— Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются. В связи с этим было бы целесообразно в рамках законотворческого процесса выслушивать мнение всех экономических групп, интересы которых затрагивают законопроекты, и на основе этой дискуссии принимать решение [23, с 45 — 60].
Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.
— Часто исполнительные органы не следуют законам и международным договорам, заключенным РФ. В частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является предоставление льгот иностранным инвесторам. Так, например, закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает льготы для приоритетных инвестиционных проектов, которые должны быть включены в список, утверждаемый правительством. Однако до сих пор не приняты ни соответствующий список, ни порядок включения в него инвестиционных проектов. Этим же законом значительно сокращен перечень документов, необходимых для регистрации компании. Тем не менее регистрационные палаты продолжают применять устаревший перечень.
— Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.
— Еще одна причина пробуксовки инвестиционного процесса — отсутствие согласованности в деятельности различных органов. Так, Министерство финансов и министерство по налогам и сборам по-разному толкуют положения Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и ФРГ. Так, при ввозе легковых автомобилей представительствами иностранных компаний на территорию РФ налоговое управление не требует уплаты налога на приобретение транспортного средства. Таможня же отказывается оформлять такие автомобили без подтверждения об уплате налога на их покупку.
— Иностранный инвестор, полагающий на полученную от официального органа информацию, не застрахован оттого, что эти сведения не будут оставлены без внимания каким-либо другим или даже тем же самым официальным лицом.
Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции. Компетентные правоохранительные органы, в частности прокуратура, даже при наличии явных подозрений не начинают расследования преступлений вообще или проводят их недостаточно эффективно. Во многих случаях чиновники сами являются соучастниками противозаконных действий. Пример тому многочисленные коммерческие информационно-консультационные центры, действующие при регистрационных палатах, где на платной основе заняты сотрудники тех же государственных органов или близкие им лица. Оформление новых офисов в принципе возможно и без этих посредников, но в этом случае регистрация затянется [16, с 35 — 60 ] .
Международное правовое регулирование иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции имеют немалое значение в экономике любой страны. Россия в этом не исключение. Итак, рассмотрим то, каково национальное правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ, а также то, какие особенности имеет данное понятие в стране.
Что такое инвестиции
Изучая элементы национального и законодательного регулирования данного понятия, следует в первую очередь разобраться в том, что называется инвестициями.
Если говорить простым языком, то иностранными инвестициями являются все вложения имущественного характера, которые производятся инвесторами из-за границы в предприятия, расположенные на территории России, то есть в определенный объект предпринимательства. Законодатель также отмечает то, что данный объект может относиться к любой форме собственности.
Что касается формы внесенных инвестиций, то они могут быть представлены не только в виде реальных материальных ценностей. Ими также признаются ценные бумаги, имущественные права, услуги, а также иные нематериальные блага. Некоторые юристы также относят к категории инвестиций информацию, необходимую для ведения и развития объекта, расположенного на территории России. Основная особенность всех этих благ состоит в том, что в процессе их эксплуатации они продолжают оставаться в собственности инвестора и не могут быть изъяты из гражданского оборота, фактически находясь на территории РФ.
Практика показывает, что на инвестиционную активность существенным образом влияет как политическая ситуация в государстве, так и ее экономическое положение.
Инвестор
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации неразрывно связано с понятием инвестора. Кто признается таковым, и какое лицо может им быть?
Понятие инвестора предлагает вниманию содержание закона «Об иностранных инвестициях», в котором говорится о том, что таковым признается лицо, ведущее инвестиционную деятельность на территории России. Причем законодатель также отмечает и то, что данное лицо может выступать как от имени организации, так и в качестве частного гражданина. Какие требования выдвигает российское законодательство к инвесторам? Правовое регулирование иностранных инвестиций предусматривает некие требования как к физическим, так и к юридическим лицам-инвесторам.
Так, если свой вклад в развитие определенного объекта, расположенного на территории России, желает сделать юридическое лицо, то оно обязательно должно быть признано правоспособной организацией. Это может быть как учреждение или предприятие, законно действующее на территории другой страны, так и международная организация. Кроме этого, в роли инвестора может выступать и целое государство.
Если речь идет об инвесторах-частных лицах, то в данном случае основные требования законодательства выдвигаются по отношению к его правоспособности и дееспособности. Система правового регулирования иностранных инвестиций также предусматривает и то, что инвестором может выступать и апатрид — лицо, не имеющее гражданства никакого государства.
Что касается правовых основ инвестиционной деятельности на территории России, то они предусматривают наличие целого ряда льгот для иностранцев, имеющих желание внести ценный вклад в развитие российской экономики.
Правовое регулирование
Основной нормативный документ, который закрепляет понятие, виды и правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России — это закон «Об иностранных инвестициях в РФ», который был принят в 1997 году и действует по сей день с рядом внесенных поправок. Специалисты в области юриспруденции отмечают то, что этот нормативный акт присваивает всем инвестициям, которые имеются на территории России и признаются иностранными, особый национальный правовой режим. По мнению большинства, данный режим предусматривает в себе некоторые условия, которые на практике оказываются не настолько благоприятными, как те, которыми могут пользоваться граждане России. Однако взамен на это, из этого правила, как и из многих других, следуют определенные исключения, имеющие как ограничительный, так и стимулирующий характер.
Законодательная база
В законодательной базе РФ имеется целый перечень нормативных актов, содержание которых регулирует деятельность инвесторов. Кроме вышеупомянутого закона «Об инвестициях», деятельность инвесторов напрямую регулируется положениями, представленными в Налоговом кодексе государства. В нем четко прописываются все вопросы, связанные с обложением налогами и пошлинами всех вложенных инвестиций, а также деятельности, которую ведут инвесторы.
В законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» также рассматриваются некоторые положения относительно ведения инвестиционной деятельности. В частности, его положения напрямую касаются правильности проведения действий, связанных с ввозом и вывозом товаров на территорию России, а также за ее пределы, использованием услуг, результатов труда, а также плодов интеллектуальной деятельности. Этот закон был принят в 2003 году, и его положения активно используются во многих экономических сферах деятельности страны, в том числе и в правовом регулировании иностранных инвестиций в РФ.
Что касается деятельности инвесторов из-за границы, которые осуществляют свои вложения в форме капитала, то данное понятие регулирует отдельный закон, который был принят в 1999 году. Его название полностью соответствует тому, что предписывает содержание нормативного акта — это закон «Об инвестиционной деятельности, произведенной в виде капитальных вложений».
Отдельное внимание юристы, которые специализируются в вопросах международно-правового регулирования иностранных инвестиций, уделяют такому закону, как «О порядке внесения инвестиций в хозяйственные общества стратегического значения». В данном нормативном акте идет речь исключительно об инвестициях, внесенных на развитие специальных объектов, к числу которых относятся военные базы, а также иные юридические лица и образования, основная цель деятельности которых — содействие работе в улучшении обороноспособности всего государства. В данном акте предусматривается широкий спектр ограничений для внесения инвестиций, что обусловлено целью обеспечения сохранности государственной тайны.
Отдельное внимание также следует уделить тому, какое национальное правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ обеспечивает закон «Об акционерных обществах». Данный нормативный акт осуществляет универсальное правовое обеспечение данной деятельности, производимой на территории России.
Наряду со всеми вышеперечисленными законами и подзаконными актами юристы не рекомендуют выпускать из виду такие источники права, как международные договоры, одной из сторон в которых является РФ, а также различные кодексы (в особенности гражданский).
Формы осуществления деятельности
Кроме понятия, правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России предусматривает также перечень определенных форм, в виде которых может быть осуществлена данная деятельность на территории государства.
В основном законе «Об иностранных инвестициях» говорится о том, что она может осуществляться каким угодно способом, но только в том случае, если он не запрещен действующим законодательством страны. Однако практика показывает, что среди вариантов совершения капиталовложений наиболее эффективными и распространенными считаются такие формы, как договоры, создание компаний, а также филиалов. Рассмотрим каждый из них более детально.
Если говорит о компаниях, которые создаются иностранными вкладчиками, то они, находясь на территории России, представляют собой традиционные для данной страны хозяйственные общества и товарищества. Невзирая на то что данные лица имеют в своей основе иностранный капитал, они все равно производят регистрацию в порядке, который является общим для всех, в соответствии с положениями текущего законодательства. Однако, несмотря на это, с момента создания юридического лица его правовое положение начинает определяться на основании закона «Об иностранных инвестициях» со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Правовое регулирование иностранных инвестиций также предусматривает возможность не только совершать вложения в новые юридические лица, но еще и выкупать части ранее созданных предприятий или организаций. На основании закона такие юридические лица будут называться организациями с иностранными вкладами.
Юристы-практики, которые постоянно сталкиваются с вопросами, связанными с правовым регулированием иностранных инвестиций, отмечают, что такую деятельность компаний нужно четко разграничивать с обыкновенным предпринимательством. Разница между ними состоит в том, что во втором случае иностранные компании осуществляют свою деятельность не путем внесения ценных вложений, а методом создания филиалов своих компаний на территории РФ.
Когда речь идет о представительствах и филиалах, следует понимать, что они представляют собой отдельные структурные подразделения, имеющие право выступать от своего лица и вести деятельность в пределах России — именно так говорится в содержании Гражданского кодекса. Что касается особенностей правового регулирования иностранных инвестиций, представленных в виде организации филиалов компаний, то они заключаются в проведения государственной аккредитации таких предприятий, по положительным результатам которой такие юридические лица приобретают право на ведение той деятельности, с целью которой был организован филиал.
Еще одна из распространенных форм инвестирования на территории России — договоры. Это явление очень часто присутствует в международном праве частного характера (МЧП). Однако, по мнению юристов-практиков, далеко не все договоры могут носить характер сотрудничества на базе вложения инвестиций. По мнению специалистов, такие договоры обязаны строго соответствовать четким признакам. Один из них — долгосрочность. Все вложения, которые делаются инвесторами, должны носить коммерческий характер, то есть, иными словами, внесение материальных и нематериальных ценностей должно осуществляться исключительно с целью получения прибыли в дальнейшем. Все внесенные инвестиции обязательно должны иметь целевой характер использования.
Если говорить о минусах такой формы вложения инвестиций, то она имеет большой риск неокупаемости вложенных средств. Этот фактор также должен быть предусмотрен в содержании инвестиционного договора.
Если сопоставить все представленные выше особенности правового регулирования иностранных инвестиций, то можно сделать вывод относительно того, что очень большой перечень договоров может попасть под ряд таких признаков. В частности, юристы отмечают то, что под описанные требования идеально подходят договоры финансовой аренды, простого товарищества, о привлечении инвестиций, коммерческой концессии, займа для инвестирования в число основных средств предприятия, а также соглашение о разделе продукции.
Принципы
Существует целый ряд принципов правового регулирования иностранных инвестиций в МЧП. В НПА (нормативных правовых актах), действующих на территории России, регулирующих положения, связанные с внесением капитала на развитие экономики, все они указываются. Но, к сожалению, делается это в сокращенной форме. Итак, рассмотрим более детально, что означает каждый из представленных принципов национального правового регулирования иностранных инвестиций.
Основным в отношении всех действий, связанных с вложением иностранного капитала в развитие экономики страны, является принцип действия местного законодательства. Он означает то, что все отношения по поводу инвестиций, которые вносятся в российские предприятия и организации различных форм собственности, должны регулироваться исключительно на основании законодательства, действующего в РФ на настоящий период. Что касается регулирования вложенных средств, то оно производится только на федеральном уровне.
Что касается понятия инвестиционного закона, действующего в пределах российского государства, то оно представляет собой целую совокупность ряда нормативных актов, содержание которых регулирует вопросы, связанные с проведением данного вида действий. Как правило, такие источники регулируют не только данный вид деятельности, но еще и валютную, трудовую и иные аспекты.
Еще один немаловажный принцип — равноправие российских инвесторов. Он предусматривает равную защиту всех субъектов инвестиционной деятельности, а также контроль за соблюдением их прав и законных интересов. Закон призывает в надлежащей мере обеспечивать интересы каждого инвестора, несмотря на то каков размер его вклада, форма его внесения, а также независимо от национальной принадлежности самого вкладчика. Также совершенно не имеет значения то, какой размер выгоды от совершенных вложений лицо получает. В случае нарушения законных прав и интересов инвестора, государство обязано предоставить их защиту в надлежащем виде и порядке.
И, наконец, третий принцип, на котором построено правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ, — это необходимость соответствия всех положений российского законодательства положениям, представленным в международной нормативной базе об инвестициях. На деле это означает лишь то, что данная деятельность на территории России должна осуществляться в таком порядке, который соответствует тому, что прописан в местном законодательстве и не противоречит международному, в ряд которого входят договоры, заключенные между различными странами. Такую систему правового регулирования иностранных инвестиций в МЧП юристы-практики именуют многосторонней. По мнению большинства специалистов, именно она позволяет обеспечить сохранность вложенного капитала на международном уровне.
Какие договоры считаются основными в определении порядка инвестиционной деятельности на территории России? Рассмотрим их далее.
Основные гарантии инвесторов
Если говорить кратко о правовом регулировании иностранных инвестиций, то необходимо выделять такие основные положения, как понятие, законодательное регулирование, а также гарантии для инвесторов. Какие особенные гарантии предусматривает российское законодательство для лиц, которые делают материальный вклад в развитие экономики страны?
Следует отметить, что многие гарантии, представленные в статьях основных нормативных актов, предусмотрены в содержании документов, обеспечивающих правовое регулирование иностранных инвестиций в МЧП.
В первую очередь российское законодательство гарантирует в случае реквизиции или национализации имущества инвестора выплату ему соразмерной компенсации. Конечно, данные действия могут быть проведены в исключительных случаях, например, тогда, когда объект инвестиций имеет стратегическое значение для деятельности государства.
Немаловажное значение имеет и гарантия перехода обязанностей и законных прав от одного инвестора к другому. Она подразумевает то, что при желании и наличии достаточного количества оснований один инвестор имеет право передать вложенное им имущество другому. Для реализации такой гарантии стороны обязаны заключить между собой договор о передаче таковых.
Иностранные инвесторы, осуществляя материальный вклад в развитие экономики России, имеют право на участие в приватизации имущества, а также на приобретение бумаг, имеющих определенную ценность. Сделать это они могут на тех же основаниях, что и рядовые российские граждане. То же самое касается и приобретения такими лицами недвижимости на территории России, природных ресурсов, земельных участков и т. п.
Все доходы, которые инвестор получает в результате своей деятельности на территории России, он имеет право использовать на свое усмотрение, но не нарушая законодательства страны.
Информацию, а также ценности, которые ранее были ввезены в пределы Российской Федерации как инвестиционные ценности, лицо, совершающее вклад в развитие экономики и конкретной сферы, имеет право вывозить за пределы страны в беспрепятственной форме. Это понятие подразумевает отсутствие необходимости лицензирования или квотирования такого объекта.
В том случае, если инвестор оказывается в спорной ситуации, возникшей в результате его специфической деятельности, он имеет право обратиться за защитой в государственные органы.
Международные договоры
Огромное влияние на ведение инвестиционной деятельности среди международных субъектов оказывает Вашингтонская конвенция, подписанная в 1965 году. Данный документ предусматривает четкий порядок урегулирования споров, которые возникают на предмет вложенных средств, а также порядка их использования и окупаемости. Документ признается универсальным источником права, он ратифицирован РФ.
Еще один немаловажный документ — Сеульская конвенция, принятая в 1985 году. Этот документ предусматривает страхование вкладов, сделанных инвесторами. Суть данной конвенции заключается в том, что ее содержание предоставляет широкий спектр надежных гарантий, позволяющий странам защититься от рисков, связанных с инвестиционной деятельностью на международном уровне, а также нарушением прав лиц, которые осуществляют ее. Специалисты в области юриспруденции и международного права отмечают единственный, но очень большой минус данного документа — он не предусматривает страхование от экономических рисков, а также от возможного банкротства. Российской Федерацией такой договор был ратифицирован в 1992 году.
В рамках СНГ также приняты некоторые конвенции и международные договоры, содержание которых направлено на правовое регулирование иностранных инвестиций между государствами и международными партнерами. К их числу можно отнести Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, а также Конвенцию о защите прав инвесторов. Из документов, принятых не так давно, можно выделить договор 2014 года — о Евразийском экономическом союзе. В этих трех перечисленных нормативных актах предусматривается наличие определенных прав и привилегий для иностранных инвесторов, однако следует понимать, что действуют они только в отношении лиц из стран СНГ.
Государственное регулирование инвестиций
Понятие правового регулирования иностранных инвестиций и инвестиционной деятельности предусматривает также определенные меры, которые способствуют стимуляции данного процесса на территории Российской Федерации. Юридическая практика показывает, что законодательная база предусматривает широкий перечень льгот для иностранных вкладчиков, а также определенного рода гарантий. В чем они выражены? Рассмотрим это далее.
Говоря о государственных гарантиях, обязательно следует упомянуть о том, что любой законодательный акт, действующий на территории РФ в области правового регулирования иностранных инвестиций, предусматривает полную защиту законных интересов и прав тех лиц, которые совершают свой материальный вклад в экономическое развитие страны. Кроме этого, на законодательном уровне данной категории лиц гарантируется возможность вывоза имущества и ценных документов, которые были поставлены в Россию в качестве инвестиционных ценностей, за ее пределы. Что касается дохода, полученного в результате своей деятельности, то такие лица имеют право использовать его в разумном количестве по своему усмотрению, в том числе и для покупки ценных бумаг других компаний. Инвесторы могут принимать участие в приватизации имущества.
Специалисты в области юриспруденции утверждают, что правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации также предусматривает определенную защиту инвесторов от негативных последствий, которые может повлечь за собой изменение государственного законодательства. Такая особенность гарантируется и на международном уровне.
Органы, которые занимаются контролем инвестиций
Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в МЧП предусматривает создание в каждом государстве специального органа, который будет вести контролирующую деятельность в данной сфере. На него, в соответствии с положениями договоров, возлагается ответственность за надлежащую защиту законных интересов и прав тех лиц, которые вносят материальный вклад в экономику других государств.
Для решения проблем правового регулирования иностранных инвестиций в России существует специальная Комиссия, которая создается при Правительстве страны. Состав данного органа должен быть определен Правительством, а главой автоматически признается Премьер-министр России. Что касается законодательного регулирования деятельности данного органа, то оно производится на основании закона «О порядке осуществления инвестиций».
Что входит в число основных задач данного органа? Одним из основных направлений деятельности Комиссии признается обеспечение надлежащего нормативно-правового регулирования иностранных инвестиций в России. Данная деятельность заключается в ведении контроля относительно правильности применения международного законодательства в данной сфере, а также контроле за предоставлением законных гарантий лицам, вносящим вклад в развитие государственной экономики.
В рамках своей деятельности этот орган может установить контроль иностранных инвесторов надо обществами хозяйственного типа, которые имеют особенное, стратегическое значение для страны. Комиссия также может выдавать отказ в установлении такого контроля.
Проблемы инвестирования
Современная юридическая практика показывает то, что правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ (МЧП) имеет определенные проблемы и несовершенства. И это все, несмотря на то что правовая база, регулирующая данные вопросы на уровне государства, является невероятно объемной. Итак, в чем, по мнению специалистов, заключаются основные проблемы?
Многие юристы-практики, а также теоретики, обращают внимание на то, что законодательство предоставляет определенный перечень гарантий и льгот для иностранных инвесторов, но в то же время, по большей части, совсем не конкретизирует их. Или, как подмечают некоторые, прямо в статьях законов есть серьезные противоречия. Так, например, в законе «Об иностранных инвестициях» предусматривается стабильность законодательства для субъектов, ведущих инвестиционную деятельность, однако тут же приводится утверждение относительно того, что такая гарантия предоставляется на срок не более чем 7 лет.
Огромное количество юристов-практиков в сфере межгосударственных отношений и тех, кто занимается изучением вопросов международного правового регулирования иностранных инвестиций, подмечают то, что Правительству страны необходимо заняться разработкой нормативного регулирования капиталовложений из-за границы на региональном уровне, а не только на общегосударственном. Это связано с экономическими и социальными особенностями разных регионов государства.
Кроме всего прочего, современные юристы в числе проблем выделяют и то, что в законодательстве, действующем в пределах РФ в отношении правового регулирования иностранных инвестиций в МЧП, законодательная база России не предусматривает такого нормативного правового акта, который бы регулировал определенные правоприменительные аспекты в отношении способов разрешения возникших споров на межгосударственном уровне. Также, по наблюдениям практиков, в современной системе полностью отсутствуют четкие пути выхода в инвестиционный арбитраж, созданный на международном уровне.
И, наконец, еще одна немаловажная проблема, которая существенным образом тормозит инвестиционную деятельность иностранных лиц на территории России. Она заключается в том, что, кроме вышеупомянутой Правительственной комиссии, в стране отсутствуют органы, которые напрямую занимались бы решением вопросов, связанных с защитой законных интересов и гарантированных инвесторам прав. Кроме этого, остро стоит вопрос о необходимости создания специализированных региональных органов, основная задача которых — ведение деятельности по рассмотрению жалоб в данной сфере.
https://invest-4you.ru/investitsii/pravovye-akty-reguliruyushhie-investitsii-rf/