Правовое государство: понятие, примеры, признаки, функции
Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.
Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:
- безопасность (в том числе от государственного произвола);
- защита прав и свобод;
- защита достоинства;
- равенство прав;
- справедливый суд.
В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.
На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.
Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.
Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.
Признаки правового государства
Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:
- Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
- Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
- Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
- Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
- Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
- Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.
Примеры правового государства
В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.
В частности, учитываются такие аспекты как:
- открытость власти;
- соблюдение прав и свобод;
- уровень коррупции;
- правопорядок в стране;
- регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
- соблюдение правовых норм государственной властью.
Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:
- 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
- 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
- 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
- 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
- 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.
России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.
Организация власти в правовом государстве
Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.
1. Идеологический и политический плюрализм
Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.
Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.
Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.
2. Принцип выборности
Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.
3. Обеспечение правопорядка и стабильность права
Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.
Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.
Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.
4. Недопущение монополизма
Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.
Функции правового государства
Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:
- Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
- Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
- Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
- Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
- Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.
Предпосылки создания правового государства
Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:
- суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
- наличие гражданского общества;
- свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
- стабильная, единая и согласованная система законов;
- высокий уровень правосознания у граждан.
Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.
Правовое государство в России в наше время
В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.
В статье 1 прямо сказано, что РФ – правовое государство. Таким образом, основной закон прямо провозглашает, что российское государство стремится быть правовым. Здесь стоит отметить, что «правовое государство» – это некий идеал, к которому с разным успехом стремятся все современные страны. России на пути к этому идеалу предстоит решить некоторые проблемы, в частности, сформировать зрелое гражданское общество.
Заключение
Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.
Иностранные инвестиции виды правовое регулирование
Понятие и виды иностранных инвестиций. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли.
Подразделяют на три вида (в зависимости от объекта вложения инвестиций): прямые, прочие и портфельные.
К прямым относят такие инвестиции, которые сделаны физическими или же юридическими лицами, но они должны обладать не менее 10% (в зависимости от законодательства той страны, где находится предприятие) акционерного капитала или акций данной организации.
Портфельные инвестиции имеют отличие от прямых тем, что покупка облигаций, акций, паев и т.д. составляет менее десяти процентов в складочном (уставном) капитале организации.
К прочим относят такие инвестиции как прямые и портфельные, но не подпадающие под их условия инвестиции. Например, торговые кредиты, банковские вклады.
В зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала данные инвестиции бывают:
Реальные инвестиции – это инвестирование в любой долгосрочный проект, который связан с покупкой уже существующих или же новых производственных объектов настоящих активов за рубежом, непосредственно участвующих в процессе производства.
Финансовые инвестиции означают покупку иностранных денежных активов или ценных бума.
Нематериальные инвестиции – это приобретение концессий, патентов, различных лицензий и торговых марок и других нематериальных активов.
По формам собственности на инвестиционные ресурсы выделяют: Государственные инвестиции, Частные.
В зависимости от характера использования существуют:
Предпринимательские инвестиции – это косвенные или же прямые вложения в разные виды бизнеса, целью которых является получение прибыли с помощью дивидендов.
Ссудные инвестиции – это инвестиции доход по которым инвестор получает при помощи ссудных процентов.
В России действует федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый в 1999 году. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России.
46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Понятие, виды и правовое регулирование иностранных инвестиций
Основным законодательным актом, регулирующим основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, является Закон об иностранных инвестициях.
Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций, регулируются также международными договорами и нормами международного права. Для примера можно назвать Сеульскую конвенцию 1985 г. об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.).
Большую роль в регулировании изучаемой деятельности играют двусторонние соглашения. В частности, можно назвать соглашения с Великобританией, ФРГ, США, Швейцарией, Испанией, Францией и др. Постановлением Правительства РФ от 9 июня2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений» одобрено Типовое соглашение между Правительствами РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений. На основании этого типового акта были заключены соглашения с Болгарией, Грецией, Данией, Польшей и пр.
Иностранными инвесторами в РФ признаются:
— иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
— иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
— лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
— иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;
— международные организации, которые вправе в соответствии с международными договорами РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.
Читать статью Правовой режим иностранных инвестиций
Иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ. Законом об иностранных инвестициях предусмотрена возможность вложения денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав не результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.
Иностранные инвестиции могут быть классифицированы аналогично отечественным. Закон об иностранных инвестициях содержит определение прямой инвестиции. Так, прямой иностранной инвестицией считается приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества.
В соответствии со ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность установления изъятий из этого правила двоякого рода:
— изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов. Они могут быть установлены федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
— изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов. Они могут быть установлены в интересах социально — экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством РФ.
Вместе с тем, следует отметить, что в подавляющем большинстве Международных договоров Российская Федерация определяет со своими партнерами режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов. В соответствии с Законом об иностранных инвестициях, на территории РФ инвестиции могут осуществлять:
— российские коммерческие организации с иностранными инвестициями;
— филиалы иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам;
— дочерние и зависимые общества коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Они не пользуются гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Законом о регистрации.
Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ в соответствии с ее Уставом, утв. Приказом Минюста РФ от 22 апреля 2003 г. № 100, осуществляет следующие функции:
— аккредитация и ведение сводного Государственного реестра аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний;
— выполнение процедур по аккредитации и ведение Государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц на территории РФ;
— регистрация российских инвестиций за рубежом и др. Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Требования к положению о филиале юридического лица установлены ст. 22 Закона об иностранных инвестициях.
Законом об иностранных инвестициях определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Часть из них распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями. Назовем некоторые гарантии:
— правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;
— использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;
— перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
— компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
— от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Условия и порядок предоставления гарантии определяются ст. 9 Закона об иностранных инвестициях и Правительством РФ. В частности, такая гарантия распространяется на иностранных инвесторов, коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля (вклад) иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале составляет свыше 25%, а также на коммерческие организации с иностранными инвестициями и приоритетный инвестиционный проект независимо от доли (вклада) иностранного инвестора. Понятие приоритетного инвестиционного проекта приведено в ст. 2 Закона об иностранных инвестициях. Стабильность гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях Правительство РФ вправе принять решение о продлении указанного срока;
Читать статью Что такое инвестиции
— обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ;
— использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
— права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;
— права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;
— участия иностранного инвестора в приватизации в соответствии с законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.
Для привлечения иностранных инвесторов для таких субъектов Установлены специальные льготы. В некоторых случаях предоставление льгот ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в Уставном капитале. Так, в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме гарантиями и льготами, предусмотренными Законам об иностранных инвестициях.
В силу ст. 16 закона, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Так, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Порядок предоставления тарифных льгот предусмотрен ст. 37 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе).
Законодательством предусматриваются и льготы нетарифного характера для иностранных инвесторов. В частности, иностранные инвесторы и коммерческие организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, действующими на территории РФ.
Правовое регулирование иностранных инвестиций Понятие, содержание, формы иностранных инвестиций
Инвестиции – это накопленная и неиспользованная для потребления часть дохода в определенный период производственной деятельности, которая затем вновь вкладывается в производство. На территории РФ принят ряд законов, определяющих правовое положение, а также гарантии иностранных инвесторов на территории России – это закон «об иностранных инвестициях в РФ» 1999 года. В соответствии с этим законом иностранная инвестиция – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или неограниченны в обороте в РФ федеральным законом, в том числе денег, ценных бумаг в иностранной валюте или валюте РФ, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.
Инвестиции бывают следующих видов:
Прямая инвестиция – это приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном или складочном капитале коммерческой организации созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества
При них доля в уставном капитале составляет менее 10% и представлена она в виде отдельных акций, облигаций и других долгосрочных ценных бумаг; при портфельных инвестициях иностранный инвестор не принимает участие в управлении хозяйственным обществом или товариществом
Ссудная форма инвестирования
Проявляется в виде займов и кредитов
Предпринимательская форма инвестирования
Выражается в форме прямых и портфельных инвестиций
Источниками инвестирования может выступать государственная собственность в виде государственного капитала, либо частная собственность в форме частного капитала
Уровни правового регулирования иностранных инвестиций
Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях:
Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций
Осуществляется в следующих формах:
В них включают определение правового режима, который предоставляется сторонами друг другу при инвестировании. Рассматриваются правила допуска иностранных юридических и физических лиц в страну реципиента капитала и объем их прав, в том числе права на обращение в судебные органы за защитой своих интересов. Осуществляется взаимное признание предприятий государств-участников, устанавливается режим и предоставляются гарантии иностранной частной собственности на территории государства реципиента капитала; регулируются вопросы налогообложения, в том числе в ряде случаев избежания двойного налогообложения, вопросы вывода капитала и прибыли за границу
Читать статью Портфель инвестора – принципы формирования для новичков
Соглашения об иностранных инвестициях
Основной целью появления данных договоров является обеспечение притока иностранного капитала в другие страны путем предоставления юридических гарантий от так называемых политических или некоммерческих рисков. В числе гарантий от некоммерческих рисков называются следующие:
гарантия от национализации предприятий с иностранным капиталом
гарантия от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибыли за рубеж
гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных и иных подобных катаклизмов
В договорах об иностранных инвестициях оговаривается режим предоставляемый иностранным инвесторам, а также их возможность обращения за защитой своих прав в суду реципиента капитала, а также в международные судебные органы
Договоры о налогообложении
С их помощью государства участники создают благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов, чем стимулируют инвестиционный процесс как основу экономики. Договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала. Очень часто в них предусматриваются, что иностранный инвестор не подлежит налогообложению на территории реципиента капитала.
Региональные международные договоры
Конвенция СНГ «о защите прав инвесторов» 1997 года.
Конвенция определяет правовые основы осуществления различных видов инвестиций зарегистрированных на территории договаривающихся сторон и гарантий прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. При этом условия инвестирования и правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществляемыми инвесторов не менее благоприятен, чем условия инвестирования и режим деятельности юридических и физических лиц страны реципиента капитала, за исключением изъятий, которые специально установлены законодательством этой страны и которые не могут иметь дискриминационного характера. Конвенция предусматривает несколько видов гарантий:
Защита инвестиций от национализации, реквизиции, от решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права инвестора
Компенсация за нанесение ущерба инвестору
Гарантия использования доходов получаемых инвестором
Страхование имущества и рисков предприятий с иностранными инвестициями
Право на рассмотрение споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиционной деятельности в судах стран-участниц конвенции, в экономическом суде СНГ и (или) в иных международных судах или международных арбитражных судах.
Конвенция предоставляет иностранным инвесторам право на приобретение акций, иных ценных бумаг, вещных прав на землю, иных природных ресурсов, а также права на участие в приватизации
Многосторонние международные договоры
Вашингтонская конвенция «об урегулировании инвестиционных споров между государствами и национальными субъектами права иных государств» от 18 марта 1965 года. В результате вступления в силу данной конвенции был создан международный центр по урегулировании инвестиционных споров. Этот центр предоставляет услуги по примирению сторон и арбитражному разбирательству международных споров, возникающих между государством-участником конвенции с одной стороны, и физическим или юридическим лицом другого договаривающегося государства с другой стороны. Юрисдикция центра распространяется на все правовые споры, связанные с инвестициями. При этом должно обязательно соблюдаться условие о согласии страны-реципиента капитала на передачу рассмотрения спора, в данный международный центр. Страна реципиент капитала может потребовать от другой стороны спора чтобы первоначально спор был разрешен в судебном учреждении страны реципиента капитала, а лишь затем передан в международный центр. Международный центр разрешает споры на основе избранного сторонами права. При отсутствии соглашения центр применяет право страны-реципиента капитала и нормы международного права, которые могут быть использованы при разрешении данного спора.
Сеульская конвенция 1985 года «об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций», созданная в соответствии с этим международным договором агентство имеет свои функции заключения договоров страхования и перестрахования некоммерческих рисков, которым могут подвергаться иностранные инвестиции стран-участниц конвенции. Агентство имеет двойственную природу – это и страховая компания и одновременно международная организация.
Защита интересов иностранных инвесторов по Сеульской конвенции строится на основе договора страхования, который заключается агентством с иностранным инвестором. После наступления страхового случая и выплату иностранному инвестору агентством компенсации, инвестор передает агентству все права и требования, которые связанны с гарантированным капиталовложением. Условия последующего перехода прав требования оговариваются в договоре страхования. В результате отношения между инвестором и страной реципиента капитала заменяются на отношения между агентством и страной-реципиентом капитала.
Основной целью всех указанных соглашений является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне.
Похожие записи:
- Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета
- Статьи об инвестициях в российской федерации
- Закон об электронных повестках: как их будут вручать, как накажут и можно ли избежать ответственности?
- Как открыть инвестиционный фонд в Швейцарии в 2024 году
https://dnevnik-znaniy.ru/gosudarstvo/pravovoe-gosudarstvo.html