Прямые иностранные инвестиции в Японии

Содержание

Прямые иностранные инвестиции в Японии

Прямые иностранные инвестиции в Японии

Министерство финансов (MOF) и его подразделения, в ведении которых находится регулирование инвестиционной деятельности в Японии, рассматривают прямые иностранные инвестиции в японские компании (FDI или ПИИ) в соответствии с «Законом об иностранной валюте и внешней торговле» (FEFTA).

Япония приняла поправку к FEFTA 29 ноября 2019 г., которая:

  • расширила сферу регулирования прямых иностранных инвестиций в Японии;
  • ввела новую схему освобождения от подачи предварительного уведомления для приобретений акций;
  • снизила порог для проверки покупки акций японских листинговых компаний по ставке 1% и более.

Контроль FDI в Японии

В зависимости от типа бизнеса, которым занимается целевая организация, или национальности зарубежного инвестора, правила нового регулирования ПИИ в Японии требуют, чтобы «иностранный инвестор» представил предварительное уведомление и/или необходимые документы после транзакции через Центральный банк в Министерство финансов и профильные министерства.

Требования нового регулирования инвестиционной деятельности в Японии определяют иностранного инвестора как:

  1. Лицо, не проживающие в данной стране, называемое «нерезидентом».
  2. Компании или другие группы, созданные в соответствии с постановлениями зарубежных стран или имеющие свои главные офисы в иностранных государствах.
  3. Организации, в которых физическое или юридическое лицо, описанное выше, владеет 50% и больше от общего числа прав голоса
  4. Партнерства, работающие в инвестиционном бизнесе, 50% или более от общего капитала которых внесены иностранными организациями, группами или нерезидентами, или большинство полных партнеров являются нерезидентами.
  5. Предприятия, в которых большинство директоров или директоров-представителей являются нерезидентами.

Заключение инвестиционной сделки в Японии

Минфин и министерства, в ведении которых находится бизнес целевой организации, рассматривают два типа сделок:

  • приобретение контроля в японской компании;
  • прямые инвестиции.

Приобретения японской компании – это сделка, при которой иностранный инвестор приобретает акции не включенной в листинг фирмы у других зарубежных инвесторов.

Под прямыми внутренними инвестициями понимаются:

  1. Приобретение акций зарегистрированной целевой фирмы в Японии, после чего иностранный инвестор «на основе бенефициарного права» владеет 1% или более находящихся в обращении акций указанного предприятия. «Бенефициарное владение» означает получение прав голоса зарубежным инвестором совместно с его «связанными лицами» через акции, принадлежащие непосредственно любым таким лицам.
  2. Приобретение прав голоса котирующейся на бирже компании, после чего инвестор-нерезидент на бенефициарной основе владеет 1% и больше общих прав голоса котирующейся целевой организации.
  3. Покупка акции незарегистрированного японского предприятия, в том числе при регистрации, у акционеров-резидентов.
  4. Согласие на существенные изменения бизнес-целей не включенной в листинг целевой компании на любом уровне бенефициарного владения или зарегистрированной целевой фирмы, в которой бенефициарное владение инвестора-нерезидента составляет одну треть или более общих прав голоса.
  5. Согласие с предложениями собрания акционеров, которые окажут существенное влияние на бизнес японской фирмы, в частности, включая:
    1. назначение иностранного инвестора или его «близкого родственника» в качестве директора или члена ревизионного и наблюдательного совета;
    2. передача бизнеса в Японии;
    3. слияние с японской компанией, при котором последняя не является выжившей организацией;
    4. роспуск не включенной в листинг целевой компании на любом уровне бенефициарного владения, или зарегистрированной фирмы, где бенефициарная собственность иностранного инвестора составляет 1% или более от общего количества прав голоса.
    1. облигации выпускаются для конкретного иностранного инвестора;
    2. дата погашения больше, чем один год в будущем;
    3. задолженность по облигациям превышает 9629 USD;
    4. совокупная задолженность по облигациям и другим кредитам, предоставленным инвестором-нерезидентом, составляет более 50% долга.

    Проверка прямых иностранных инвестиций в Японии

    Указанные выше направления определяются как операции, которые могут повлиять на национальную безопасность, общественный порядок или общественную безопасность, или оказать значительное неблагоприятное влияние на японскую экономику. Прежде чем начать сделку M&A в Японии, обратите внимание, когда фирма работает в определенном секторе, иностранным инвесторам, которые намереваются предпринять следующие действия, требуется предварительное одобрение:

    1. Проголосовать за предложение собрания акционеров о назначении соответствующего инвестора-нерезидента или его близких лиц директором, участником членом совета по аудиту и наблюдению.
    2. Проголосовать за предложение собрания акционеров, представленное иностранным инвестором, о передаче активов японской компании в определенных отраслях.

    Регулирование ПИИ в Японии: подача уведомления

    Инвестор другого государства должен направить предварительное уведомление и/или подать заявку после сделки через Центральный банк в Минфин и соответствующие министерства (как упоминалось в начале) в отношении прямых инвестиций в Японии. Подача предварительного уведомления может потребоваться в зависимости от отрасли или того, имеет ли иностранный инвестор право на освобождение от уплаты налогов.

    Операции, требующие подачи предварительного уведомления, подлежат рассмотрению и одобрению Министерством финансов и соответствующими министерствами. В случае необходимости иностранные инвесторы должны подать предварительные уведомления в течение шести месяцев до совершения прямых иностранных инвестиций. В процессе регулирования инвестиций в японские компании транзакции, требующие подачи предварительного уведомления, не могут быть завершены до истечения 30-дневного периода ожидания с даты, когда Минфин и министерство, имеющее юрисдикцию в отношении сделки, получили предварительную регистрацию уведомления.

    Если Минфин и министерство, в ведении которого находится транзакция, сочтут, что рассматриваемая сделка может нанести ущерб национальной безопасности, они могут рекомендовать инвестору-нерезиденту изменить содержание сделки или прекратить ее. Прямые внутренние инвестиции, для которых требуется регистрация после транзакции, включают сделки купли-продажи акций японской компании (или прав голоса), денежную ссуду или получение погашения, покупку корпоративных облигаций или их погашение.

    Новый режим регулирования FDI в Японии

    Поправка FEFTA 2020 г. ввела исключения из подачи предварительных уведомлений, которые в противном случае требуются для покупки акций японской компании. Зарубежные инвесторы подразделяются на три типа:

    • иностранные финансовые учреждения;
    • общие инвесторы;
    • неквалифицированные инвесторы-нерезиденты.

    Рассмотрим таблицу ниже:

    Типы инвесторов

    Бизнес в обозначенных отраслях

    Объем проверки

    Иностранные финансовые институты

    Освобождение от предварительных уведомлений без ограничения на привлечение иностранных инвесторов, которые соблюдают условия освобождения.

    Постинвестиционный отчет необходим для приобретения прав голоса в японской компании 10% и более.

    Освобождение от предварительных уведомлений без ограничения на привлечение зарубежных инвесторов, которые соблюдают условия освобождения.

    Постинвестиционный отчет требуется для приобретения 1% или более акций.

    Освобождение от предварительного уведомления, если приобретение акций целевой компании в Японии составляет менее 10% и инвестор-нерезидент соблюдает условия освобождения и дополнительные требования для предприятий основного сектора.

    Отчет требуется для приобретения 1% или более.

    Неквалифицированные иностранные инвесторы

    • Инвесторы, к которым были применены санкции из-за нарушения FEFTA.
    • Государственные предприятия (кроме аккредитованных властями).

    Регулирование ПИИ в основных секторах в Японии распространяется на:

    • вооружение;
    • авиалинии;
    • космос;
    • ядерные объекты;
    • технологии двойного назначения;
    • кибербезопасность;
    • электричество и газ;
    • телекоммуникации;
    • водоснабжение;
    • железнодорожные услуги и нефть.

    Когда общие инвесторы приобретают акции компании, ведущей бизнес в основном секторе, они будут освобождены от предварительного уведомления, пока размер инвестиций не достигнет 10%.

    Заключение

    Правительство расширило охват проверки иностранных инвестиций в Японии, чтобы соответствовать мировым тенденциям. В то же время введение новых исключений для предварительного уведомления о приобретении акций японской компании снизит нагрузку на зарубежных инвесторов, которые имеют чистое инвестиционное намерение.

    Заказать консультацию по регулированию иностранных инвестиций в Азии или сопровождение в проверке FDI в Японии вы можете у специалистов IQ Decision UK любым, удобным для вас способом.

    Иностранные инвестиции в экономику России: тенденции и перспективы

    Иностранные инвестиции играют важнейшую роль в развитии экономики любой страны, в том числе и России. Они не только обеспечивают приток капитала, но и способствуют трансферту технологий, повышению конкурентоспособности национальных компаний, созданию новых рабочих мест. Поэтому привлечение иностранных инвестиций является стратегически важной задачей экономической политики. Давайте разберемся, какие тенденции сложились в этой сфере в России, с какими проблемами сталкиваются инвесторы и какие перспективы ждут этот ключевой сектор экономики.

    Понятие и виды иностранных инвестиций

    Под иностранными инвестициями понимаются вложения капитала из зарубежных источников в объекты предпринимательской деятельности на территории России с целью получения прибыли.

    Различают несколько видов иностранных инвестиций:

    • Прямые инвестиции — вложения в уставный капитал компаний, покупка целых предприятий.
    • Портфельные инвестиции — покупка акций, облигаций, других ценных бумаг.
    • Прочие инвестиции — предоставление кредитов, займов.

    Прямые инвестиции считаются наиболее эффективными, так как связаны с реальным сектором экономики и долгосрочным присутствием инвестора в стране. В отличие от них, портфельные инвестиции носят спекулятивный характер и могут быстро уйти из страны при ухудшении конъюнктуры.

    Женщина за ноутбуком

    Динамика иностранных инвестиций в экономику России в 2000-2005 гг.

    В 2000-2005 гг. отмечался активный рост иностранных инвестиций в экономику России. Их объем вырос с 11 млрд долл. в 2000 г. до 53,7 млрд долл. в 2005 г., то есть почти в 5 раз. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась с 5,9% до 8,7%.

    Особенно важно, что росла доля наиболее эффективных прямых иностранных инвестиций. Если в 2000 г. на их долю приходилось 27,8% всех инвестиций, то в 2005 г. уже 24,4%. В то же время снижалась доля спекулятивных портфельных инвестиций с 3,8% до 0,8%.

    На приток иностранных инвестиций положительно повлияли такие факторы, как экономический рост в России, стабилизация социально-политической обстановки, улучшение инвестиционного климата. С другой стороны, сдерживали инвестиции высокие риски для иностранных вкладчиков, слабость фондового рынка, административные барьеры.

    Страны-инвесторы в экономику России

    Иностранные инвестиции в экономике России — в 2005 г. инвестиции поступали из 113 стран. На долю 10 крупнейших приходилось 88,7% всех накопленных иностранных инвестиций. Лидерами были Люксембург (18,8%), Кипр (17,2%), Нидерланды (16,9%).

    Однако за 2000-2005 гг. произошли существенные изменения в страновой структуре. Снизилась доля традиционных инвесторов — Германии, США, Франции. В то же время резко выросли инвестиции из Люксембурга, Кипра, Британских Виргинских островов. Это связано с использованием офшорных схем.

    Таким образом, страновая структура иностранных инвестиций характеризуется невысокой диверсификацией и зависимостью от офшорных юрисдикций. Желательно привлекать капиталы из большего числа развитых стран.

    Отраслевая структура иностранных инвестиций

    По итогам 2005 г. основной объем иностранных инвестиций приходился на следующие отрасли:

    • Топливная промышленность — 9,6%
    • Металлургия — 15,4%
    • Торговля — 38,2%

    За 2000-2005 гг. возросла доля добывающих отраслей, где прибыльность инвестиций традиционно выше. В то же время сократились вложения в инфраструктурные отрасли — транспорт, сельское хозяйство.

    Такая структура не способствует модернизации и диверсификации экономики России. Необходимо стимулировать приток инвестиций в высокотехнологичные и наукоемкие сектора. Иностранные инвестиции в экономике России — для этого требуется комплекс мер государственной поддержки приоритетных отраслей и снижение рисков для частных инвесторов.

    Региональное распределение иностранных инвестиций

    Наибольший объем накопленных иностранных инвестиций приходится на Москву (48,8%), Санкт-Петербург (6,9%) и Московскую область (4,7%). Эти три региона концентрируют более 60% всех инвестиций.

    Такая неравномерность объясняется концентрацией в столичном регионе финансовых институтов, органов власти, квалифицированных кадров. Другие регионы проигрывают Москве и Петербургу по инвестиционной привлекательности.

    Для сбалансированного регионального развития необходимо создавать благоприятные условия для инвесторов в российских регионах, в том числе с помощью налоговых льгот, инфраструктурного обустройства, подготовки кадров.

    Государственное регулирование иностранных инвестиций

    Российское государство предпринимает активные меры по созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов. В частности, приняты законы об особых экономических зонах и о концессионных соглашениях. Действуют налоговые льготы для приоритетных отраслей и проектов.

    Однако сохраняются проблемы бюрократизации, коррупции, несовершенства судебной системы. Это повышает риски для инвесторов. Необходимо продолжать работу по улучшению инвестиционного климата и защите прав собственности.

    Инвестиционный климат в России

    За последние годы инвестиционный климат России заметно улучшился. Об этом свидетельствует повышение суверенного рейтинга России международными агентствами до инвестиционного уровня. В рейтинге A.T. Kearney Россия поднялась с 11 на 6 место.

    Этому способствовали макроэкономическая стабильность, рост золотовалютных резервов, активная политика государства по снижению внешнего долга. Вместе с тем остаются проблемы низкой конкуренции, несовершенства судебной системы.

    Дальнейшее улучшение инвестклимата требует борьбы с коррупцией, развития фондового рынка, снижения рисков для частных инвесторов.

    Влияние иностранных инвестиций на экономику России

    Иностранные инвестиции оказывают позитивное влияние на развитие российской экономики. В частности, они способствуют:

    • Росту ВВП и производительности труда
    • Модернизации производства
    • Развитию инноваций и высоких технологий

    В то же время чрезмерная зависимость от иностранного капитала чревата рисками утраты технологического суверенитета и экономической безопасности. Поэтому необходимо разумное сочетание привлечения инвестиций извне и развития внутренних источников роста.

    Перспективные отрасли для иностранных инвестиций

    Наибольший потенциал роста иностранных инвестиций имеют следующие отрасли российской экономики:

    • Высокотехнологичные производства
    • Фармацевтика и медицина
    • Сельское хозяйство
    • Туризм и гостиничный бизнес

    Эти сферы пока не привлекли значительных инвестиций, но обладают высокой рентабельностью и емким внутренним рынком. Государственные меры поддержки помогут раскрыть их инвестиционный потенциал.

    Новые источники привлечения инвестиций

    Помимо традиционных западных инвесторов, перспективными партнерами для России могут стать фонды Персидского залива, азиатские инвестиционные фонды, а также крупные компании из Китая, Индии, Бразилии.

    Усилению инвестиционного сотрудничества будут способствовать торговые соглашения между ЕАЭС и этими странами. Необходима активная «инвестиционная дипломатия» для продвижения российских проектов.

    Прогноз иностранных инвестиций

    По прогнозу Минэкономразвития, в 2025 г. объем накопленных иностранных инвестиций в России может достичь 550 млрд долларов. Это потребует улучшения инвестклимата, снижения издержек бизнеса, повышения качества госуправления.

    Реализация этого потенциала будет способствовать росту производительности труда, развитию инноваций, притоку передовых технологий и модернизации российской экономики.

    Риски чрезмерной зависимости от иностранного капитала

    Наряду с позитивным эффектом, масштабное присутствие иностранного капитала несет и определенные риски:

    • Угрозы экономической безопасности
    • Вывоз прибыли за рубеж
    • Потеря контроля над стратегическими отраслями

    Поэтому необходимо разумное сочетание открытости для инвестиций извне и поддержки отечественных производителей, особенно в высокотехнологичных и инфраструктурных секторах экономики.

    Пути повышения инвестиционной привлекательности регионов

    Для привлечения иностранных инвестиций в российские регионы необходим комплекс мер:

    • Создание особых экономических зон с льготным режимом
    • Развитие инфраструктуры — дорог, связи, энергоснабжения
    • Подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров
    • Содействие в поиске партнеров и площадок для бизнеса
    • Повышение инвестиционной грамотности региональных чиновников

    Это позволит снизить региональную дифференциацию и обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие всех территорий России.

    Строительная площадка технопарка

    Перспективы роста прямых иностранных инвестиций

    Наибольший потенциал роста имеют прямые иностранные инвестиции, поскольку они связаны с реальным сектором экономики и трансфером технологий. Для увеличения притока прямых инвестиций необходимо:

    • Снижение административных барьеров
    • Повышение качества госуправления
    • Борьба с коррупцией и защита прав собственности
    • Развитие человеческого капитала

    Реализация этих мер создаст благоприятные условия для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие сектора российской экономики.

    Роль иностранных инвестиций в инновационном развитии

    Привлечение прямых иностранных инвестиций имеет большое значение для перехода России к инновационной модели развития. Иностранные компании могут предложить:

    • Передовые технологии и ноу-хау
    • Современные методы управления
    • Доступ к глобальным рынкам и цепочкам создания стоимости

    Государству необходимо активнее интегрировать присутствие иностранного бизнеса в национальную инновационную систему для ускоренной модернизации экономики.

    Повышение качества государственного регулирования

    Для роста объемов и повышения эффективности иностранных инвестиций требуется качественное улучшение государственного регулирования в этой сфере:

    • Сокращение административных процедур
    • Повышение квалификации госслужащих
    • Устранение избыточного регулирования
    • Борьба с коррупцией при выдаче разрешений

    Это будет способствовать формированию прозрачных и равных условий ведения бизнеса для отечественных и иностранных инвесторов.

    https://iqdecision.com/pryamye-inostrannye-investicii-v-yaponii/

    Читать статью  Правовые акты регулирующие инвестиции рф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *