Венчурные инвестиции: что это такое и как они работают

Венчурные инвестиции: что это такое и как они работают

Каждый из вас слышал фразу “венчурные инвестиции”. Слышать слышали, но не все знают что это такое и времени для знакомства с венчурными инвестициями не находили. Забегая вперед скажем, что на венчурных инвестициях можно получить высокий доход. Поэтому поговорим сегодня о том, что такое венчурные инвестиции, как с ними работать, и какие могут быть плюсы и минусы.

инвестируем в стартапы

Что такое венчурные инвестиции

Венчурное инвестирование — это инвестирование в новую или растущую компанию, которая предположительно принесет высокий доход благодаря своей деятельности. Но при этом такой стартап относится к высокорискованным или относительно рискованным идеям.

То есть, инвесторы находят новый молодой бизнес, который имеет высокий потенциал выхода на мировой рынок. Существует вероятность, что такой бизнес канет в пучину, захватив с собой инвестиции. Или выстрелит так, что инвесторы получат долю в новом бизнесе типа Google, Uber, Amazon. Высокий риск приносит высокий доход.

венчурный фонд это

Кстати, не всякий бизнес считается венчурным. Объясним, почему. Для примера возьмем Instagram. Молодость и социальность дадут выхлоп, что в короткие сроки принесет высокий доход. Instagram — венчурный бизнес. А ресторан или магазин не смогут принести высокий доход за короткие сроки, поэтому не могут считаться венчурным бизнесом. Как обычно, разница между компаниями ощущается через потенциал бизнеса.

Instagram получил успех благодаря выходу с местного рынка на мировой. Получается, что каждое новое инвестирование помогает расти бизнесу на такую же величину пропорционально. В случае с рестораном будет сложно вывести его на мировой рынок — в любую столицу мира, к примеру. Необходимо будет по новой снять помещение, нанять персонал, составить меню. Отсюда получается, что Instagram пригоден к венчурным инвестициям, а ресторан нет.

как работает венчурный фонд

С какой суммы можно начать инвестировать

Венчурные инвестиции подходят для тех у кого есть лишние сотни тысяч долларов. И кто готов рискнуть такой суммой. Если вы не из таких инвесторов, то венчурные инвестиции пока не для вас. Вложите деньги во что-нибудь другое и менее рискованное.

Для чего инвестируют в венчур

Первая причина — доходность. Венчурные инвестиции приносят высокую доходность в мире. Благодаря чему, успешные венчурные инвесторы не покидают списки Forbes.

Еще один пример для понятия сумм инвестирования: на начальном этапе в Google вложились на 100 000$, в Facebook — 500 000$, в Apple только 150 000$. На данный момент минимальная доля в одной из этих компаний составляет десятки миллиардов долларов. Цена компаний Apple и Google более триллионов долларов, а Facebook более 600b $. Венчурный бизнес строится на исключительных случаях, как видно из цифр.

Вторая причина — эмоции. Если вкладываться в газопроизводство или сталелитейное производство, это принесет лишь прибыль. А если вкладываться в SpaceX или Tesla, то будет причастность к инновационному бизнесу и высокая прибыль. Вкладываясь в такие проекты получаешь известность звезды в венчурном мире.

Как работают венчурные фонды

Посмотрите видео (17 минут) где подробно рассказывают про работу венчурных фондов.

Работа венчурных инвестиций

Цель инвестора — суметь найти бизнес, который вырастет в несколько раз и окупит себя, покроет неудачные вложения и принесет прибыль сверх вложений. Идеальным вариантом станет одна супер-компания и потеря денег на других идеях, чем поиск несколько средних компаний, которые не принесут большой выхлоп.

Как создать пассивный доход в размере 100 000 рублей в месяц читайте в нашей статье.

Шаги венчурной инвестиции:

  1. Вложение инвестиций в несколько бизнес-идей (в количестве от 10 идей).
  2. Три идеи погибают в первый год.
  3. Еще три во второй год.
  4. Три идеи выходят в рост.
  5. Взлет одной идеи, увеличение инвестиций в несколько сотен раз.

При удачном раскладе дела инвестора идут в гору. А если интуиция не сработала — то дела плохи. Поэтому для увеличения успешного вложения инвестировать необходимо не в 1-2 бизнес-идеи, а в двадцать или тридцать идей.

юмор про венчеры

В каком банке лучше взять самый выгодный потребительский кредит читайте в нашей статье.

Другой вариант развития венчурной инвестиции

  1. При раннем финансировании вероятность неудач множится. Но увеличивается вероятность получить львиную долю в компании за минимальную сумму. Инвестора в таком случае называют бизнес-ангелом, а период финансирования ангельским раундом. Размер инвестирования колеблется от 100 000 $ до 1 000 000$.
  2. При финансировании на втором и последующих этапах вероятность неудач спадает. У компании уже есть бизнес-модель, клиенты и выручка. Но цена входа в несколько раз больше: от 10 000 000$ и выше. Чаще всего такие сделки проводят крупные фонды.
Читать статью  Финансирование стартапов: этапы, источники, фонды, кредитование

Вывод: Чем раньше начинать вложения в компанию, тем выше риск неудач, и выше шанс получить куш. Срок венчурных инвестиций составляет от 7 до 10 лет.

Как зарабатывать в Инстаграм — ТОП 10 советов по созданию и продвижению аккаунта.

Выход из венчурных инвестиций

Всего три способа выйти из такого инвестирования:

  • подождать пока фирма выйдет на IPO ( мы говорили об IPO здесь ) и продать акции на рынке;
  • подождать пока фирму купит стратегический покупатель;
  • воспользоваться внебиржевой торговлей и продать там (один из самых сложных вариантов).

что такое инвестиции

Доход венчурных инвестиций

Как вы поняли, венчурные инвестиции не только самые высокодоходные, но и самые рискованные на рынке инвестиций вообще. Все что нужно знать о венчурных инвестициях — это то, что успешные инвесторы забирают с рынка самые сливки, а остальные наслаждаются малым.

Опираясь на данные из исследований Wealthfront, только 2% венчурного инвестирования приносят 95% прибыли. За последние двадцать пять лет индекс S&P500 принес только 9,83% прибыли, в то время как венчурное инвестирование принесло 13,38%.

рискованные инвестиции

Примеры в реальной жизни

Истории, которые в действительности принесли прибыль своим выхлопом.

Uber

Появился в 2009 году и на сегодняшний день уже завоевал 76 стран. Акции Uber в обороте на бирже, а доходность компании 64b $. Хотя на первых этапах в 2010 году, в ангельском раунде, компания оценивалась в 4 000 000 $. Увеличение стоимости в 16000 раз.

Zoom

Сервис видеоконференции был основан в 2009 году и на данный момент имеет 750 000 пользователей. Акции Zoom также в обороте на бирже, и доход компании составляет 24b $. А изначально компания оценивалась в 24 500 000 $.

Airbnb

Сервис для аренды жилья в любой точке мира. Старт был в 2008 году и на данный момент оценивается в 35b $. Проект имеет положительную операционную прибыль. Хотя на момент старта оценивался в 2 500 00 $.

Отсюда получается только один вывод: при правильном распределении своих инвестиций на стартапы можно получить высокую доходность. Но перед этим следует изучить рынок спроса и инноваций. Никогда невозможно предугадать, что будет в тренде в ближайшее десятилетие.

Учитесь грамотно рисковать и высоких вам доходов.

Подписывайтесь на наш телеграмм канал @hitrylis1 в котором мы подробно рассказываем про инвестиции. И не только рассказываем, но и пробуем все на себе. Цель — за 10 лет накопить капитал в 1 000 000 долларов и жить на дивиденды. Если ссылка @hitrylis1 не открывается, скопируйте её, откройте Telegram и вставьте в поиске.

Выгорит — не выгорит? Или откуда разработчикам взять инвестиции на создание игры?

Бюджет разработки средней PC игры составляет от 1 до 5 млн долларов. Инди-студии могут сделать продукт дешевле, а большие корпорации выпускают ААА игры с бюджетами в десятки и сотни миллионов долларов. Для компании очень важно как минимум вернуть вложенные в игру инвестиции, а лучше – заработать сверх того на создание следующей игры. Давайте посмотрим, какие основные источники привлечения средств на разработку игр сейчас существуют.

Автор: Константин Сахнов, геймдизайнер

Я занимаюсь разработкой инди-стратегии «Тени Возмездия», в которой игрок выступает в роли древнего бога, создателя и вершителя судьбы для цивилизаций эльфов, людей, орков и других народов.

Недавно я выступал на ЦИПР Tech week с двумя докладами. Один из них был посвящён геймификации, а второй – инвестициям в игры и их окупаемости. Говорил я на примере своей игры. В этой статье раскрою часть тезисов доклада, которую не удалось уместить в часовую лекцию.

Проблема финансирования игр

Бюджет студийной разработки игр сейчас довольно высок. Если мы не инди, собирающие продукт на бесплатных ассетах и артах, созданных нейросеткой, то нам придётся хорошо заплатить за опытных сотрудников и их социальные гарантии. Далее мы посмотрим пример бюджета, чтобы вы поняли, откуда берётся цена разработки в $2+ млн. Где же начинающей студии взять эти средства?

Наиболее частые источники финансирования разработки игр:

Основной вариант здесь, конечно, собственные средства. У студии уже есть продукты, которые приносят деньги на развитие и создание новых. Но как быть, если вы только начинаете свой путь??

Один из вариантов – это дофинансирование издательством. Если у вас есть ресурсы (время, деньги на аутсорс, команда и т.д.) на разработку MVP и демоверсии продукта с небольшим объёмом контента, но в финальном качестве, вы можете заинтересовать издателя и получить у него деньги на скорейшее завершение продукта. Это могут быть как небольшие деньги, так и более крупные суммы до $0,5-1 млн. Эти вложения издатель обычно забирает на релизе, начиная перечислять разработчику его долю только после того, как вернёт себе все затраты.

Читать статью  Инвесторы не торопятся в хайтек

Что делать, если для разработки вертикального среза (один из вариантов MVP в геймдеве, чуть подробнее о Vertical Slice и этапах читайте здесь) наших возможностей не хватит? Либо попробовать продукт попроще, который мы в силах сделать без сторонней помощи, либо искать инвестора.

С 2022 года последнее стало намного сложнее. Это связано с первым за многие десятилетия отрицательной динамикой западного геймдева, вызванным откатом после бурного роста в пандемию, ограничениями на российском рынке и ужесточением регуляторной политики Китая. Инвесторы не спешат вкладываться в индустрию, показавшую годовой прирост в -4%. К слову, единственный сегмент, показавший пусть небольшой, но положительный тренд – это PC.

Непрофильные инвесторы

Иногда разработку игр финансируют просто обеспеченные люди, не имеющие отношения к геймдеву. Их мотивация очень разная от «лучше понять, что это – разработка игр» до «рискованные инвестиции с высокой доходностью». Часто у таких людей есть большой опыт в смежных сферах: кино, сериалы, медиа. Обычно они очень хорошо разбираются в бизнесе или имеют профессиональных консультантов и аудиторов.

Суммы, которые могут выделить такие инвесторы, могут быть разными. Это и $10к на создание прототипа, и $5м на долгую разработку большой игры. Нередко основной инвестор приводит за собой ещё группу, каждый участник которой выкупает небольшую долю за $100-200к.

Однако у такой модели финансирования есть и свои минусы. Где найти такого инвестора? Если у вас есть такие знакомые, то вам крупно повезло! Чаще всего их поиск занимает от полугода до нескольких лет. Команде разработки очень важно нанять опытного юриста, чтобы точно понимать, на что она подписывается.

Также частные инвесторы берут за свои деньги очень большую плату: 50–70% студии. Фактически разработчик сделает им за их деньги новый бизнес, только в этот раз это будет не свечной завод, а студия по производству игр. Вкладывая деньги в непрофильную для себя венчурную сферу, инвестор хочет оставаться основным владельцем и ключевым лицом, принимающим финальные решения. Редко кто из них прописывает в договоре сохранение права финального голоса за основателем студии, независимо от его доли.

Как ни странно, из этой проблемы следует и неожиданное преимущество: для государства и фондов провал одного из тысяч продуктов незаметен, в то время как для частника – это потеря его личных денег и его личной студии. А потому такие инвесторы нередко дофинансируют разработку, если команда вышла за сроки или бюджеты.

Подведём итог по частным инвесторам:

Институциональные венчурные инвестфонды

Здесь дела обстоят иначе. Фондам обычно не очень интересно зарабатывать с ваших игр. Они не против взять дивиденды, но это скорее приятный бонус. Основная их задача – чтобы вы выросли как компания и начали стоить дороже. Намного дороже. В венчурном инвестировании есть такой термин как pre-money valuation – оценка стоимости компании до раунда инвестиций. Так вот цель фонда можно просто описать как «купил за Х, продал за 3Х».

Из этой модели следуют и основные преимущества венчурного фонда:

  • Фонд публичный, а значит, его намного легче найти, чем частных инвесторов;
  • Фонд не забирает весь бизнес, а только 20–30%;
  • Фонд помогает экспертизой, т. к. таких компаний как ваша у него десятки;
  • Фонд продвигает вас издателю, ведь ему выгоден ваш успех.

В чём же тогда основные недостатки? Всё очень просто: желающих получить там деньги сотни и тысячи. Шанс, что вашу заявку одобрят, обычно крайне невелик. Здесь можно найти довольно солидный список венчурных фондов, инвестирующих в начинающие геймдев студии.

Чтобы пойти в венчурный фонд, нужно подготовить солидный пакет документов и иметь MVP игры.

Обычно они запрашивают:

  • PnL – расчёт окупаемости бизнеса с указанием модели издания, расходов на разработку, выручки и комиссий;
  • Cap Table – доли соучредителей с предложением инвестору и оценкой стоимости бизнеса;
  • Бюджет – стоимость разработки, разделённая на статьи, сотрудников и сроки;
  • Pitch deck – презентация вашего бизнеса;
  • Анализ рынка – аналитика выручки, аудитории и трендов, понимание конкурентов;
  • Roadmap – список этапов и майлстонов с обозначением сроков и результатов;
  • Команда – информация о том, какой опыт у участников, сколько заработали сделанные ими игры;
  • Бизнес-план – на чём и по какой логике будет строиться бизнес;
  • Информация о продукте – что за игра, что будет к релизу, чем уникальна.

Здесь я немного порассуждал и показал скриншоты некоторых из этих документов. Однако, методологии подготовки каждого из этих материалов стоит посвятить отдельную статью.

Читать статью  Понятие и виды инвестиций

Государственные гранты и софинансирование

Правительственные структуры и фонды очень часто финансируют разработку игр. Такие примеры можно найти по всему миру от Польши до США. Россия — не исключение. В рамках уже упомянутого мною ЦИПР, а незадолго до него на РИФ, были обсуждения государственного участия в финансировании отечественных разработчиков игр. Сейчас основной структурой, выделяющей гранты на разработку игр в России, является ИРИ (Институт Развития Интернета). Но это далеко не единственный вариант.

Основные плюсы:

  • Госструктуры (к примеру, ИРИ) обычно не просят отдать взамен долю студии;
  • Оценивается не всегда коммерческий успех, это может быть охват или иные заранее согласованные KPI;
  • Суммы гранта могут быть очень разные.

Недостатки:

  • Часто это пост-оплата, т. е. сначала сделайте игру, а потом мы компенсируем расходы на разработку, что не подходит инди-студиям;
  • Круг проектов сужается, т. к. требуется продвижение российской культуры или патриотической тематики.

Пока что у госструктур нет цели именно в развитии игрового бизнеса для получения с него налогов и создания рабочих мест. Хотя такие инициативы обсуждаются, и Минфин явно заявил, что им это интересно. Игры рассматриваются в первую очередь как инструмент продвижения культуры и смыслов, а значит, зайти просто с любым проектов не получится.

Акселераторы

Небольшой совет. Перед тем, как идти к любому инвестору, соберите максимум фидбэка от экспертов, потому что у вас будет только один шанс. Второй раз фонды, частники и госструктуры не посмотрят на ту же команду через пару месяцев. Важно найти действующих экспертов в области игровой индустрии. С ними можно познакомиться на образовательных программах, на которых они часто преподают, и на профильных игровых конференциях. Если же это не удалось, имеет смысл поискать акселераторы для разработчиков игр. Один из известных – AD Gaming (Абу-Даби). В России игры можно попробовать преподнести как стартап в Сколково или почитать о них в профильных группах VK, посвящённых разработке игр. Таких как Индимейкер, Indie Varvar’s или Indie Space. Также рекомендую подкаст со своим участием – Хочу в геймдев, где мы регулярно приглашает разных экспертов из геймдева. Один из главных результатов работы в акселераторе – это именно фидбэк. Не стоит ожидать, что там дадут деньги.

Если у вас есть команда, презентация и прототип продукта, можно написать и мне. Я постараюсь подсказать, есть ли у вас шансы на привлечение денег в текущих реалиях. И если да, то, где их найти.

Краудфандинг

Раньше был ещё один действенный способ привлечь деньги – это собрать их с игроков. Последние лет 5 этот канал уже не работает для обычных проектов. Увидев такую возможность, как краудфандинг, большие компании и издатели также стали использовать его, раскручивая конкуренцию за внимание игроков. Чтобы донести до игроков тот факт, что вы делаете классную игру, недостаточно просто создать ей компанию на Kickstarter. Надо ещё закупать рекламный трафик, создавать креативы (ролики, баннеры и видео игры), нанять специалистов, которые будут работать с игроками (комьюнити-менеджеров). Дать игрокам скидку на продукт, а потом заплатить налоги и комиссию платформы.

Мне повезло увидеть цифры одного из крупных западных проектов на Kickstarter: при выручке в +-$1 млн, они потратили на маркетинг $1,3. Они сочли это хорошим результатом, т. к. компания на Кикстартере подняла хайп вокруг их RPG и как следствие увеличила продажи в Steam.

Однако, не для всех игр краудфандинг стал просто очередным каналом маркетинга. Продукты по франшизе неплохо отбивают компанию, ведь у них уже есть аудитория франшизы, которую они монетизируют новым проектом повторно. Пару лет назад на крауде собирали деньги для настолки во вселенной Darkest Dungeon, и компания была чрезвычайно успешной. Также на крадфандинге неплохо продаются и хардкорные настолки. На Crowdrepublic, например.

Вместо выводов

2023 год – очень сложное время для поиска инвестиций в геймдев. Рынок упал на 4% впервые за несколько десятилетий. По всему миру сокращают разработчиков даже с большим опытом. В России, Беларуси и Украине рынок разработки игр вообще практически исчез в связи со всеми известными событиями. Тысячи людей с 5-10-летним опытом остались без работы. Легко ли сейчас привлечь инвестиции или даже найти работу начинающим специалистам?

С другой стороны, еще пару лет назад во время пандемии деньги на игры как в России, так и в мире раздавали «вертолётно». Только покажи более-менее стоящий проект и команду. Колебания, кризисные время и подъёмы – естественная часть рынка. Просто IT, а особенно геймдев мало привычны к кризисам.

Я уверен, что и текущий кризис лишь временный, а значит, сейчас – лучшее время готовить продукт к новому взлёту. Я могу давать прогнозы по игровому рынку, но единственное, за что я точно не готов поручаться – это влияние политической ситуации на рынок геймдева.

https://hitrylis.ru/pro-dengi/venchurnye-investitsii

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *